Сертификация в РФ и СНГ. МАК и АР МАК.
Для того, чтобы предотвратить угрозу снижения уровня безопасности авиаперевозок после распада СССР, Государства, вошедшие в СНГ, заключили в г. Минске Соглашение по гражданской авиации и использованию воздушного пространства, известное как Минское Соглашение от 1991г.
Соглашением устанавливалось что: Межгосударственный авиационный комитет является правопреемником Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Комиссии по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов, Министерства гражданской авиации ( в части согласованных договаривающимися государствами функций), а также обязательств по международным соглашениям в сфере международных воздушных сообщений и участию в Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Межгосударственный авиационный комитет пользуется на территории каждого договаривающегося государства в соответствии с его национальным законодательством такой правоспособностью и правосубъектностью, которые необходимы для выполнения его функций в рамках настоящего Соглашения.
Полномочия Межгосударственного Авиационного Комитета введены в каждой стране-участнице Соглашения специальными государственными актами, в частности, в России – Указом Президента РФ, что создало замкнутую правовую базу деятельности МАК от имени каждого государства в области, определенной Соглашением.
Будучи составной частью МАК Авиарегистр совместно с органами государственного регулирования и при участии предприятий и организаций авиационной промышленности сформировал с учетом современных условий Систему сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации. Система зарегистрирована в Росстандарте РФ, Свидетельство № РОСС.RU.0005.01АТОО.
В рамках Системы Авиарегистр МАК (АР МАК) выполняет следующие функции:
ü разработка и совершенствование Авиационных правил и процедур сертификации в части, относящейся к воздушным судам и их компонентам, производству авиационной техники и ремонтным предприятиям, воздействию на окружающую среду; разработка и совершенствование рекомендательных циркуляров, руководств, методов определения соответствия к Авиационным правилам;
ü сертификация воздушных судов и их компонентов (с выдачей соответствующих сертификатов);
ü сертификация производства авиационной техники и ремонтных предприятий (с выдачей соответствующих сертификатов);
ü сертификация организаций-разработчиков авиационной техники(с выдачей соответствующих сертификатов);
ü аккредитация организаций (центров), осуществляющих сертификационные работы (с выдачей соответствующих аттестатов);
ü аккредитация уполномоченных представителей Авиарегистра МАК (с выдачей соответствующих удостоверений);
ü осуществление надзора за сертифицированными объектами и организациями;
ü организация взаимодействия с военными представительствами на предприятиях-разработчиках и предприятиях-изготовителях авиационной техники;
ü организация взаимодействия с авиационными властями государств-участников Минского Соглашения;
ü экспортная сертификация летной годности экземпляров авиационной техники;
ü проведение переговоров с авиационными властями зарубежных государств по вопросам взаимного признания летной годности; разработка проектов соответствующих Соглашений между государствами.
Реализуя полномочия Государства Разработчика и Изготовителя ВС, а также другой авиационной техники гражданского назначения АР МАК после выполнения установленных процедур выдает следующие официальные документы:
ü Сертификат Разработчика авиационной техники;
ü Сертификат типа;
ü Дополнение к Сертификату типа;
ü Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории;
ü Временный сертификат типа;
ü Сертификат типа по шуму на местности;
ü Свидетельство годности комплектующего изделия;
ü Сертификат типа материала;
ü Свидетельство об одобрении производства ГАТ;
ü Сертификат производства материалов;
ü Сертификат ремонтной организации;
ü Специальный сертификат летной годности;
ü Первичный сертификат летной годности;
ü Временный сертификат летной годности;
ü Экспортный сертификат летной годности;
ü Директива летной годности;
ü Экспортный сервисный бюллетень;
ü Свидетельство о делегировании полномочий независимой инспекции;
ü Аттестат аккредитации сертификационного центра;
ü Удостоверение представителя АР МАК.
Ниже приведена упрощенная структура АР МАК:
В результате анализа опыта обеспечения летной годности ВС за несколько десятилетий, гармонизации отечественных требований к летной годности с применяемыми в странах с развитой авиапромышленностью (США, Европейское сообщество и др.), а также с Регламентами ИКАО, разработаны и введены в действие в странах-участницах Минского Соглашения следующие части Авиационных Правил (АП):
АП-21 | Часть 21 (Процедуры Сертификации): Разделы А , В, С, D, E (Сертификация типа) Разделы F, G (Сертификация производства) Разделы Н (Сертификаты летной годности) | |
АП-23 | Часть 23 (Нормы летной годности легких самолетов) | |
АП-25 | Часть 25 (Нормы летной годности самолетов транспортной категории) | |
АП-27 | Часть 27 (Нормы летной годности вертолетов нормальной категории) | |
АП-29 | Часть 29 (Нормы летной годности вертолетов транспортной категории) | |
АП-31 | Часть 31 (Нормы летной годности пилотируемых свободных аэростатов) | |
АП-33 | Часть 33 (Нормы летной годности двигателей) | |
АП-35 | Часть 35 (Нормы летной годности воздушных винтов) | |
АП-36 | Часть 36 (Требования к шуму) | |
АП-39 | Часть 39 (Директивы летной годности) | |
АП-145 | Часть 145 (Ремонтные станции) | |
АП-183 | Часть 183 (Представители Авиарегистра) | |
АП-ВД | Часть АП-ВД (Нормы летной годности вспомогательных двигателей) | |
АП-34 | Часть 34 (Требования к сливу топлива и эмиссии выхлопных газов) |
( Указан год последнего издания)
Коды и названия частей АТ, составляющих Нормы летной годности, совпадают с кодами и названиями соответствующих частей Федеральных Авиационных Правил (FAR), применяемых Федеральной авиационной администрацией США, и Сертификационных Спецификаций (CS), применяемых Европейским Агентством по авиационной безопасности (EASA). В очень большой степени совпадает и содержание этих частей. Сохраняющиеся некоторые отличия являются предметом специального рассмотрения Авиационными властями при экспорте/импорте гражданской АТ.
Сертфикация типа:
Объектами сертификации являются воздушное судно в целом и его компоненты.
Компоненты ВС разделены на классы:
Класс 1 – Авиационный маршевый двигатель (АМД), воздушный винт (ВВ) и вспомогательный двигатель (ВД);
Класс 2 – часть конструкции ВС, АМД, ВВ, ВД, работоспособность которых непосредственно влияет на летную годность;
Класс 3 – комплектующие изделия (КИ), установленные на ВС, АМД, ВВ, ВД, используемые для осуществления полета ВС.
В свою очередь компоненты III класса разделены на 2 категории:
Категория А – изделия, нарушение работоспособности которых оказывает существенное влияние на летную годность образца;
Категория В – изделия, не относящиеся к категории А.
Воздушное судно и компоненты 1 класса, на которые выдаются сертификаты типа, именуются образцами авиационной техники.
Таким образом, в соответствии с положениями Авиационных Правил АП-21 производится:
Сертификация образцов авиационной техники
ü Тип воздушного судна;
ü Тип авиационного маршевого двигателя;
ü Тип воздушного винта;
ü Тип вспомогательного двигателя
Участники сертификации:
· Заявитель/Разработчик
Отвечает за проведение работ по обеспечению и доказательству соответствия АТ требованиям на этапе сертификации типа, а также сопровождение производства и эксплуатации АТ в аспекте контроля изменений типовой конструкции и поддержания летной годности;
· АР МАК
Отвечает за назначение применимых требований к летной годности и охране окружающей среды для сертифицируемой АТ; за назначение процедур сертификации; за общий надзор за выполнением процедур сертификации; за окончательное решение о соответствии сертифицируемой АТ применимым требованиям;
· Сертификационный центр
Отвечает за подтверждение установленного заявителем соответствия АТ применимым требованиям;
· Независимая инспекция
Отвечает за контроль выполнения процедур сертификации типа и сопровождение АТ в производстве и эксплуатации; за согласование результатов сертификационных работ; за контроль соответствия экземпляров АТ технической документации и за выдачу первичных сертификатов летной годности и других эквивалентных документов как полномочный представитель АР МАК.
Сертификация производства
Основной целью сертификации производства ГАТ является подтверждение того, что Изготовитель располагает всем необходимым для выпуска серийных экземпляров ВС или Компонентов 1 класса в соответствии с утвержденной Типовой конструкцией.
Авиационные Правила содержат для сертифицируемого производства воздушных судов, двигателей и воздушных винтов требования, выполнение которых делает возможной выдачу:
· Разрешения на производство при наличии только Сертификата типа (АП-21, F);
· Одобрения или Сертификата производства типа (АП-21, G).
Официальный сайт МАК: www.mak.ru
Часть 2