Разгадайте цифровой кроссворд.
1.Год смерти князя Святослава.
2. Год создания Древнерусского государства с центром в Киеве
3. Год начала правления князя Владимира.
В выделенной вертикальной строке появиться ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.
Задание №12
Прочитайте отрывок из Русской Правды.
«18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен…
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен…
За княжеского сельского старосту или полевого старосту платят 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен…
За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен…»
Составьте схему, расположив в ней огнищанина, тиуна, рядовича, старшего конюха, сельского старосту, полевого старосту, смерда и холопа согласно их положению на социальной лестнице.
Задание №13
Отметьте причины, по которым человек мог стать холопом.
1.Продажа себя за долги
2. Женитьба на холопке
3. Совершение убийства
4. Пленение
5. Нарушение договора закупом или рядовичем
Задание №14
Соотнесите термины и определения.
1. Купа | А. Изящный остроконечный шлем |
2. Холоп | Б. Княжеский дружинник |
3. Шишак | В. Денежная единица на Руси |
4. Гривна | Г. Долг |
5. Мечник | Д. Наиболее неполноправный из всех слоёв населения |
Задание №15
Напишите, кому из исторических деятелей соответствуют следующие действия:
1) предупреждал: «Иду на вы!»
2) в первой четверти 12 в. ввёл дополнения в закон Русской правды, облегчавший уплату процентов и выплату долга.
3) осуществил крещение Руси.
Задание №16
Расставьте события в хронологическом порядке.
1.Поход Игоря на древлян
2.Крещение Руси
3. Любечский съезд
4. Призвание Рюрика в Новгород
5. Появление Русской Правды
Задание №17
Отметьте последствия принятия христианства на Руси.
1. Развитие культуры (письменности, архитектуры, искусства)
2. Сближение с Византией
3. Государственная раздробленность
4. Борьба с Византией за влияние на Балканах
5. Укрепление международного авторитета Руси
6. Создание государства
7. Изменения в быту
8. Укрепление княжеской власти
Задание №18
Напишите даты правления киевских князей.
1. Ярослав Мудрый
2. Святослав
3. Олег
4. Владимир Красное Солнышко
5. Владимир Мономах
6. Игорь
7. Ольга
Задание №19
Расшифруйте даты «Повести временных лет».
1. «В год 6370________________. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву».
2. В год 6393________________. Послал Олег к радимичам, спрашивая «Кому даёте дань?» Они ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».
3. В год 6423________________.Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»
4. В год 6562________________.Преставился великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, имеёте любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери».
5. В год 6559________________.Поставил Ярослав Иллариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, Собрав епископов».
Задание №20
Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных деятелей:
1)Борис и Глеб;
2)Илья Муромец;
3)Нестор;
4) Ярослав Мудрый
А. Автор письменных произведений
Б. Вымышленная личность
В. Причислен к лику святых
Г. Был князем
Д. Совершал военные походы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«ХАРАКТЕРИСТИКА БОРЬБЫ РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ».
Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Результаты:
Метапредметные:
−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные:
−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
Виды деятельности:
- Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности.
- Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель
- Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний.
- Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей.
- Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения
ХОД РАБОТЫ
Задание №1