Административно-правовой статус иностранных граждан и апатридов
Правовое положение иностранцев и апатридов различается очень несущественно. По общему правилу, они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан России. Но есть и отличия в их правосубъектности, так как гражданство серьезно влияет на административно-правовой статус личности.
Его наличие или отсутствие сказывается на совокупности прав и обязанностей граждан, живущих в России.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».
Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев будет федеральный закон, а основной сферой, где они устанавливаются, будет сфера отношений граждан с исполнительной властью. Иными словами, наибольшее число особенностей правового статуса иностранных граждан закреплено административно-правовыми нормами, содержащимися в федеральных законах.
Все особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно по кругу лиц, на которых они распространяются, поделить на общие, групповые и индивидуальные.
Для всех находящихся на территории России лиц, которые не будут ее гражданами, законодательством установлены такие особенности праводееспособности:
• они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);
• они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
• на них не распространяется воинская обязанность;
• их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение);
• они не могут быть членами политических общественных объединений;
• иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличии разрешения, визы. Стоит заметить, что оно может быть не выдано исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;
• они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных паспортов своих стран и др.);
• для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это крайне важно для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;
• иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они будут, при условии вывоза ими оружия из России в течение пяти дней со дня приобретения. Нарушение сроков вывоза оружия влечет его конфискацию;
• они могут быть признаны беженцами, получить право на политическое убежище, приобрести гражданство России.
Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.). страной, из которой прибыл иностранец, и т. д.
По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на:
• постоянно проживающих;
• временно пребывающих;
• проезжающих через территорию России транзитом.
Для постоянного проживания крайне важно разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы, а иностранцами, временно пребывающими в Россию, — непосредственно в ОВД.
Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего, — вид на жительство. Он выдается ОВД негражданам России, достигшим 16-летнего возраста, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Достигшим 45-летнего возраста иностранным гражданам вид на жительство выдается на весь срок действия его заграничного паспорта, а лицам без гражданства — бессрочный. В случае если иностранец в течение года со дня окончания срока действия своего заграничного паспорта не предъявит новых или продленных документов, ему выдается вид на жительство для лица без гражданства.
Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта Федерации, а при его отсутствии — в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение. Ему обеспечивается проезд и провоз багажа к месту временного поселения, проживание и пользование коммунальными услугами. Стоит заметить, что оно вправе получать питание, медицинскую помощь, денежное пособие.
Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца.
Статьей 19 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» закреплено право лиц, постоянно проживающих в России и не имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство России. По общему правилу, условием приема будет срок проживания: всего пять лет или три года непрерывно перед подачей ходатайства. Для лиц, признанных беженцами, указанные сроки сокращаются вдвое. Названные сроки могут быть сокращены, если лицо в прошлом было гражданином СССР, имеет высокие достижения в науке, технике и в связи с иными, названными в законе, обстоятельствами.
Временно прибывающие в Россию лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных названных законом лиц. Важно заметить, что одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, четвертые — в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального прибытия граждан.
16 декабря 1993 г. Указом Президента России было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». В соответствии с ним иностранный гражданин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.
Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, производится территориальными органами Федеральной миграционной службы России.
Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на базе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории России, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений.
Можно сказать, что общей нормой установлен такой порядок принятия иностранных граждан на работу:
• работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан;
• на основании полученной квоты работодатель просит миграционную службы выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму;
• после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу.
Личные и служебные автотранспортные средства иностранных граждан, прибывших в Россию на срок до 6 месяцев, ставятся на учет в таможенных органах, а ввозимые на срок более 6 месяцев — регистрируются в ГАИ.
Не стоит забывать, что важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, будет обязанность выехать из России по истечении определенного им срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если отпали основания для дальнейшего пребывания гражданина в России; он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов.
Сегодня еще действуют правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные Советом Министров СССР 10 мая 1984 г. В соответствии с ними транзитный проезд через Россию воздушным, железнодорожным и морским транспортом лиц, не являющихся ее гражданами, разрешается при наличии документов, действительных для въезда в сопредельное государство и соответствующих проездных документов. Транзитный проезд на легковых автомобилях, а также при осуществлении международных транзитных автоперевозок производится на базе межгосударственных соглашений при наличии документов, дающих право на въезд в сопредельное государство. Транзитные визы выдаются традиционно без права остановки. Безвизовый транзит разрешается при наличии межправительственных соглашений, беспересадочных полетах через территорию России.
В пограничный пункт выезда из России иностранные граждане и апатриды следуют по установленным маршрутам с остановками в пунктах, названных в транзитных визах. Автомобильный транзит осуществляется по дорогам, открытым для международного сообщения. Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение ОВД. У него же следует получить разрешение на пребывание в России, если гражданин сделал вынужденную остановку на срок более суток. За разрешением в последнем случае нужно обратиться в течение последующих суток с момента остановки.