Правовое государство: понятие и принципы
До образования государства сложились нормы естественного права, которые гармонично регулировали отношения между индивидом и обществом. Но государство разорвало эту гармоничную связь, став посредником между индивидом и обществом. Идея о правовом государстве как раз и направлена на возрождение этой связи, но при этом, не устраняя посредничество государства. Первоначальное учение о правовом государстве связано с идеей о незыблемости и верховенстве закона. Сократ, Платон, Аристотель, Монтескье, Кант и множество других великих умов интересовались проблемой правового государства. Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны немецким учёным Робертом фон Молем (1832).
Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.
Принципы:Верховенство правового закона - всё в государстве должно соответствовать закону, но и закон должен быть правовым (соответствовать естественным правам).
Разделение властей Взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. Гарантированность прав и свобод граждан. Соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам.
Сейчас во многих развитых странах мира сложились такие типы правовых и политических систем, которые во многом отвечают идее правового государства.
12. Соотношение государства и права.
Связь между государством и правом замечена довольно давно. Государство единственный творец права, поэтому они не могут не взаимодействовать.
Государство- это политико-территориальная организация суверенной публичной власти народа с помощью специально созданного механизма и нормативно правовых актов, регулирующая общественные отношения и взимающая с населения налоги для осуществления своих функций.
Право- это совокупность установленных либо санкционированных государством для регулирования общественных отношений, формально определенных, общеобязательных правил поведения, реализация которых обеспечена мерами государственного принуждения.
Причины взаимодействия:В основе их возникновения находятся общие причины. Целый ряд общих закономерностей обуславливает их взаимодействие.
Общее социальное предназначение.
Воздействие права на государство:С помощью права государственная воля становится общедоступной и общеобязательной. С помощью права становится возможным создание эффективной системы государственных органов, их компетенции. Право позволяет государству управлять обществом, учитывая интересы всех (практически всех).
Право является тем фактором, который ограничивает произвол государственного аппарата.
Воздействие государства на право:Государство участвует в процессе создания юридических норм. Государство создаёт условия для реализации юридических норм. Государство обеспечивает защиту и охрану права. Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.
Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Эта позиция господствовала в годы советской власти и обосновывала подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривалось исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.
Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.
Третья позиция - дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.
Четвертая позиция - позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.
Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества. Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества. Либерально-демократический подход получил в последнее время наибольшее признание. Вместе с тем признается взаимное воздействие права и государства друг на друга.
13. Сущность и социальное назначение государства.
Государство- это политико-территориальная организация суверенной публичной власти народа с помощью специально созданного механизма и нормативно правовых актов, регулирующая общественные отношения и взимающая с населения налоги для осуществления своих функций.
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Сущность государства -- достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами.
Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.
Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ.
Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.
В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.
Теория социального компрмисса-сущность государства-достижение всеобщего блага.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
14. Государство в политической системе общества.
Государство- это политико-территориальная организация суверенной публичной власти народа с помощью специально созданного механизма и нормативно правовых актов, регулирующая общественные отношения и взимающая с населения налоги для осуществления своих функций.
Понятие политической системы – совокупность политических институтов (государство, полит партии, движения), а также основанных на политических нормах отношений между этими институтами.
Полит.система формирует определенную сферу жизни общества, в которой осуществляются публичные права общества, обязанности государства. Фактически это отношения определяющие специфику формирования и организацию публичной власти в обществе.
Признаки политической системы:
1Субъекты ПС осуществляют публичные интересы
2Эти интересы связаны с формированием либо осуществлением публичной власти.
3Отношения между субъектами основаны на политической идеологии
4Между субъектами могут устанавливаться субординационные отношения
В структуру ПС входят:
Институционные элементы – государство, полит партии, общественно- политические организации, полит. движения, граждане, иные субъекты полит деят-ти.
Идеологические элементы- формируются политическими ценностями, принципами, нормами.
Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
Материальные придатки: бюджеты и гос имущество.
Политические нормы и традиции.
Политическое сознание.
Политическая деятельность.
Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.
Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы.
Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.
15. Механизм государства: понятие, структура.
Государство- это политико-территориальная организация суверенной публичной власти народа с помощью специально созданного механизма и нормативно правовых актов, регулирующая общественные отношения и взимающая с населения налоги для осуществления своих функций.
Через м\м государство реализует свои задачи и фнукции.
В широком смысле- совокупность гос.организаций(учреждения, предприянтия, органы), призванных осуществлять функции государства.
В узком смысле-м\м совпадает с категорией «гос.аппарат»
Гос.аппарат- совокупность всех гос.органов, осуществяющих гос. власть и непосредственно реализующих функции государства.
Сущность м-ма определяется его признаками:1.м\м это не простая совокупность, а система гос.органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельсноси.2. гос.органы находятся в структуре.3.тесная взаимосвязь между функциями и механизмом государства.
4.гос. м\м для осуществления функций наделяется организационными и мат. Ресурсами.
Структура гос. м\ма:1.Президент РФ. 2.органы гос.власти 3.исполнительные органы( правительство, ф.министерства, службы, агенства, территиальные органы)
4.судебные органы.+ в шир. Смысле организации.
__Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой.
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами.
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
В структуру государственного механизмавходят государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия.
Государственные органы - отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.
Государственные учреждения - организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (чаще всего - в социальной сфере, науке, образовании, культуре, здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).
Государственные предприятия предназначены для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Основным элементом механизма государства является государственный орган.Государственный орган:
· наделен государством властными полномочиями для реализации функций государства;
· входит в единую систему государственных органов;
· имеет внутреннюю структуру;
· устанавливает внутриорганизационные нормы;
· имеет собственную компетенцию;
· осуществляет свою деятельность на определенной территории;
· образуется в установленном законом порядке;
Реализация властных полномочий государственного органа осуществляется главным образом путем издания юридических актов, обязательных для тех, кому они адресованы, применения мер убеждения и принуждения, контроля за исполнением изданных органом актов.
Государственные органы классифицируются:
по источнику формированияна первичные и производные;
по территориальному охватуна федеральные и органы субъектов федерации;
по характеру компетенции: общей компетенции и специальной компетенции;
по порядку реализации полномочий: коллегиальные и единоличные.
Первичные органы создаются без участия других государственных органов, как правило, они избираются. Пример: Государственная Дума, Президент РФ, глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ.
Производные госорганы формируются другими государственными органами. Пример: Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ формируются при участии законодательных (представительных) органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента.
Федеральные государственные органы осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Пример: Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума и т. д.
Государственные органы субъектов РФ ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, администрация субъекта и др.).
Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.
Органы общей компетенции имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент РФ, Правительство РФ и др.).
Органы специальной компетенции ограничивают полномочия определенной сферой (например: Министерство здравоохранения, Министерство топлива и энергетики).
Органы государства могут осуществлять свою деятельность единолично (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) и коллегиально (представительный (законодательный) орган субъекта РФ, Федеральное Собрание, иные органы).
Исходя из принципа разделения властей, государственные органы могут классифицироватьсяна законодательные, исполнительные, судебные и правоохранительные.
16. Государственный аппарат. Орган государства и его признаки.
Государственный аппарат реализует функции государства.
Государственный аппарат — иерархическая система государственных органов.
Некоторые исследователи выделяют государственный механизм — деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат — это порядок формирования госорганов.
Другие исследователи полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.
Бюрократия — часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие от срочной выборной).