Махатма Ганди и завершение национально-освободительной борьбы в Индии
С началом второй мировой войны освободительное движение в Индии не прекратилось, но подъем национальной борьбы осуществлялся уже в совершенно других условиях. Главным вдохновителем этой борьбы оставался Махатма Ганди, являвшийся в то время основным лидером и морально-политическим знаменем индийского народа в борьбе за независимость. Одновременно он выдвинул лозунг: «Прочь из Индии!». Этот лозунг поддержала основная политическая партия освободительного движения — Индийский Национальный Конгресс (ИНК), и потребовала немедленного предоставления Индии независимости.
Хотя имя Ганди оставалось символом самоотверженности и жертвенности во имя независимости, следует отметить, что его идеи ненасилия и согласия, основанные на традиционных представлениях индийского народа, стали испытывать определенный кризис Его цели, методы были близки к некоторым утопическим направлениям. Многие лидеры ИНК утратили веру в эффективность ненасилия и дальнейшие его перспективы, сам Ганди постепенно терял контроль над массовым движением. На политическую арену стали активно выходить новые национальные лидеры, такие как Дж. Неру, Ч. Бос и другие,-которые уже не абсолютизировали идеи ненасильственной борьбы. Они предлагали индийскому народу более решительные методы национального освобождения.
Усиление национально-освободительной борьбы стало особенно заметным после окончания второй мировой войны. Кампанию против колониализма возглавил Индийский национальный конгресс. Лидеры ИНК требовали прекращения интервенции в Юго-Восточной Азии. М. Ганди, являясь сторонником всякого ненасилия, выступил с поддержкой требований ИНК.
Процесс объединил политические силы освободительного движения. ИНК поддержала даже Мусульманская лига, которую разделяли острые противоречия с Конгрессом из-за проблем создания Пакистана. Дело в том, что Мусульманская лига, руководимая Джинной, главным условием освобождения выдвигала разделение страны, создание для мусульман отдельного государства Пакистан.
В конце 1945 года англичане, пытаясь ослабить политическое напряжение в стране, на основании заявления правительства Этли объявили о проведении выборов в центральные и провинциальные законодательные собрания. ИНК и Мусульманская лига шли на выборы с разными лозунгами. ИНК шел на выборы с программой предоставления равных прав для всех индийцев, равенства общин, предоставления независимости стране. Мусульманская лига главным условием обеспечения независимости Индии выдвинула разделение страны и предоставление права для мусульман формировать свое государство Пакистан. Выборы не дали ощутимого результата в вопросе о предоставлении Индии независимости.
Волна возмущений против колониального господства была велика и достигла своего апогея в 1946 году. К антиимпериалистическому движению начинает подключаться армия. Кульминационным пунктом стало восстание моряков военного флота. В феврале 1946 года на корабле «Тальвар» начались волнения. М. Ганди поддержал восставших моряков, но пытался удержать их от насильственных действий. В Бомбее восставших поддержали военные летчики, в городе началась всеобщая стачка рабочих.
Положение для Великобритании оказалось очень серьезным. Колониальные власти вынуждены были обратиться за помощью к руководителям национального движения — М. Ганди, Джинне, Пателю. ИНК и Мусульманская лига предложили восставшим сложить оружие. Ганди выступил в качестве одного из посредников в переговорах между восставшими и англо-индийскими властями. Восстание моряков показало, что Ганди уже не мог играть роль единственного и бесспорного лидера в национальном движении, оно окончательно уходило из-под контроля «духовного отца нации».
Восстание в армии и активные выступления индийского народа против колониализма вынудили премьер-министра Этли выступить с декларацией о готовности Англии предоставить Индии права доминиона и создать комиссию по предоставлению Индии независимости. В мае 1946 года был подготовлен проект конституционных реформ, по которому Индия становилась единым доминионом с сильно ограниченными полномочиями. В июне того же года были проведены выборы в законодательные органы. Конгресс получил 70% мандатов, и 30% — Мусульманская лига. В августе Дж. Неру было предложено создать временное правительство, в состав которого вошли представители сикхов, христиан и парсов. М. Ганди не разделял многих взглядов Дж. Неру, но приветствовал его самоотверженный энтузиазм. Именно Ганди рекомендовал избрать его на пост председателя Конгресса, что позволило в дальнейшем Дж. Неру стать главой государства. Мусульманская лига отказалась войти в состав правительства, заявив, что оно не отражает интересы мусульман и поэтому она продолжит борьбу за создание Пакистана.
20 февраля 1947 года премьер-министр Англии Этли выступил с новой декларацией об Индии, содержавшей планы передачи власти в «индийские руки». Великобритания предложила план разделения Индии, получивший название «план Маунтбеттена», в соответствии с которым в Индии образовывались два доминиона — Индийский союз и Пакистан. Лидеры Индийского национального конгресса, несмотря на несогласие Ганди, приняли предложения Великобритании о разделе Индии. Раздел оставил глубокий след в сознании индийцев. Началась волна нового насилия на религиозной почве. Пытаясь быстрее завершить расчленение страны, в июне 1947 года власти Великобритании приняли «Закон об Индии», который служил основанием передела Британского владения на два государства.
Последние годы жизни Махатма Ганди отдал борьбе за единство страны и предотвращение ее раскола. Он был одним из немногих руководителей освободительного движения, которые пытались противостоять курсу на расчленение Индии по религиозному признаку. Раздел страны для М. Ганди означат полное крушение его идеи индусско-мусульманского единства.
15 августа 1947 года была провозглашена независимость Индии, она получила статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Грандиозное развитие национально-освободительного движения кончилось созданием независимого индийского государства. Начался период становления индийской государственности, формирования ее основных структур. Первое правительство Индии при прямой поддержке М. Ганди возглавил Джавахарлал Неру.
Формирование государственности проходило в условиях непрекращающейся индусско-му-сульманской розни. Кровавые погромы сразу же наложили свою печать на все последующие отношения между Индией и Пакистаном.
М. Ганди делал все от него зависящее, чтобы прекратить и предотвратить общинно-религиозные столкновения. М. Ганди призывал народы к тому, чтобы независимая Индия освободилась от порождающей насилие нетерпимости друг к другу представителей различных общин и этнических групп. Но его власть над индийцами была не беспредельна. Религиозно-этнические столкновения продолжались.
Он требовал создания нормальных условий для мусульман в Индии. Глубинный смысл идей Ганди стал доходить до сознания людей только на рубеже XXI века. На него было совершено покушение религиозными фанатами-индуистами. 30 января 1948 года во время начала вечерней молитвы он был убит тремя выстрелами бывшим членом партии Хинду Махасабха.
В Индии еще при жизни М. Ганди называли «отцом нации», который воплотил «древний дух» Индии, который строил всю свою политическую деятельность на основе вековых традиций индийского народа, ставя их в основу всей жизни индусов. Учение М. Ганди составило неотъемлемую часть политической культуры современной Индии. На традиции ненасилия в современном мире ссылались во многих внешнеполитических соглашениях.
Правительство Дж. Неру, приняв политическую власть, сразу же столкнулось с важнейшими проблемами, требовавшими незамедлительного разрешения. Важной проблемой в то время было участие Индии в Британском содружестве наций. Хотя в стране развернулось движение за выход из «содружества», руководство Индийского национального конгресса решило остаться в его составе. Но было принято важное решение о провозглашении Индии независимой суверенной республикой. В ноябре 1949 года Учредительное собрание утвердило конституцию независимого государства. Конституция Республики Индии вступила в силу 26 января 1950 года.
Согласно конституции, Индия представляла собой федеративное государство, являющееся союзом штатов. Индийская конституция учитывала традиции общности индийского народа. Индийская конституция гарантировала право частной собственности. Конституция вводила всеобщее избирательное право. Первые выборы, проходившие на основе новой конституции в конце 1951-1952 гг., показали абсолютное господство в политической жизни ИНК. Конгресс во главе с Д. Неру стал монопольным политическим представителем индийского народа.