Пространственная организация газеты
ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Дизайн газеты – это специфическая область прикладного искусства, связанная с организацией текстовой и визуальной информации в газете
- функциональное начало (польза)
- эстетическое начало (привлекательность).
- развлекательное начало
ФУНКЦИИ ДИЗАЙНА
- утилитарная (визуальная информация)
- идеологическая (комментирование информации)
- эстетическая (распространение культуры)
- рекреативная ( релаксация)
ЗАДАЧИ ДИЗАЙНА:
- В наиболее удобной форме нести информацию читателю
- способствование выявлению содержания печатных материалов
- Помогать читателю ориентироваться на полосе, находить наиболее существенные публикации, облегчать их восприятие
- Делать издание привлекательным
2 .ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА:
· Подчинённость содержанию
· Единство стиля (во всех номерах и полосах)
· Контрастность всех элементов (больших и маленьких, широких и узких, тёмных и светлых, вертикальных и горизонтальных).
· Пропорциональность (в отношении 2 :3, 3:5).
· Экономность и сдержанность
· Экспериментальность
· ЗАКОНЫ ДИЗАЙНА:
· Закон пропорции (пропорциональное взаиморасположение всех элементов)
· Закон контраста ( рядом стоящие элементы оформления должны контрастировать друг с другом)
· Закон равновесия (одна часть полосы не должна быть «тяжелее» другой)
· Закон ритма (чередование и повторение однородных элементов – пробелов, колонок и т.д.)
· Закон гармонии (все элементы страницы должны представлять собой единое целое).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГАЗЕТЫ
1 логотип - графическое выражение названия
2 заголовок-название материала
3 въезд, вводка, лид- вводит в суть публикации
4 Колонцифра - элемент, обозначающий порядковый номер полосы, включающий дату выхода, общий номер и название
5 Блок-анонс-реклама наиболее интересных публикаций номера
6 Рубрика-вид заголовка, определяющий отдел
7 врезка – особое оформление цитаты
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОСЫ.
· Заголовочный комплекс (заголовок, подзаголовок, вводка)
· Иллюстрация
· Комментарий к иллюстрациям
· Текст материала
· ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОСЫ:
· Пробельный материал (межколонные, междустрочные пробелы, отбивки – пробелы между текстом и линейкой)
· Графические материалы (линейки, рамки, буквицы, цвет, шрифты)
4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
1) Линейки – наборные печатающие эл-ты, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.
Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, пунктирная, фигурная.
Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Осн. свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.
2) Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее, красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. Т.е. украшения еще и руководят вниманием читателя.
3) Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный эл-т. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между эл-тами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).
Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и т.д. – т.е. все эл-ты, относящиеся друг к другу. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.
Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.
4) Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.
5) Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.
6) Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п.
ПРИНЦИПЫ ВЁРСТКИ:
Определить объём и формат основного текста и фото на полосе.
Сделать фото на полосе крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации «забивали» его.
Разбавлять «серый»текст графическими элементами.
Заголовок основной статьи – на 40 % крупнее заголовков всех других заголовков полосы.
Группировка сходных материалов.
Нельзя, чтобы в н.ч. полоса распадалась на множество мелких элементов.
Не располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.
Не выстраивать заголовки в одну линию.
5. ФОРМАТ, ОБЪЁМ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГАЗЕТЫ.
Формат газеты определяется форматом страницы (в мм). Газеты выпускаются форматом А2, А3 и А4.
А2 = 420x594 мм (8 колонок) А3 = 297x420 мм [ширина = длина предыдущего делить на 2, высота = ширина предыдущего] (5-6 колонок) А4 = 210x297 мм (3-4 колонки)
Формат текста (ширина колонки, длина строки) может быть шире или уже стандартных. Чем крупнее кегль, тем крупнее формат текста (и наоборот). нормальный межколонный пробел: 5-6 мм. Чем больше формат колонки, тем шире межколонный пробел (и наоборот).
ОБЪЕМ ГАЗЕТЫ От формата газеты, размеров ее полосы, а также от кол-ва полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем больше мат-лов можно поместить в номере.
Кол-во страниц газеты обуславливает особенности её иллюстрирования — число иллюстраций, их размеры и характер. Так, в малоформатной и малостраничной газете помещают минимальное число иллюстраций, поскольку осн. площадь отводится для текстов, здесь редко применяют сложные виды иллюстраций (это не касается рекламных материалов).
Кол-во страниц и полос в номере газеты во многом зависит от её типа и формата. Большинство газет, выходящих в форматах А2 и A3, имеет от 4 до 8 полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем кол-ве полос. ФОРМАТ ТЕКСТА (ширина колонки, длина строки) может быть шире или уже стандартного.
Стандартный формат от 2, 5 до 4 кв. (45-72 мм) - Чем крупнее кегль, тем крупнее формат текста (и наоборот) - Чем больше формат колонки, тем шире межколонный пробел (и наоборот) - Нормальный межколонный пробел – 5-6 мм.
Пространственная организация газеты.
Емкость полосы определяет количеством строк, которые может вместить?
А2 – 180 стр* 8 кол-к = 1440 стр.
А3: 125 стр* 5 к = 625 стр
125 стр * 7 к = 756 стр
А4
85 стр * 3 к = 255 стр
85 тр* 4 к = 340 стр
6. ШРИФТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕКСТА. +7
Основные элементы
Базовая линия – невидимая линия, на которой находятся буквенные знаки Нижний выносной элемент – часть буквы, выходящая вниз за пределы нижней базовой линии Верхний выносной элемент – часть буквы выходящая вверх за пределы верхней базовой линии Тело шрифта – часть буквы, вписанная между верхней и нижней базовыми линиями Штрихи (основные и соединительные) Засечки – поперечные элементы на концах штрихов букв Интерлиньяж – расстояние между верхней и нижней базовыми линиями соседних строк Трекинг – совокупный пробел между знаками в блоке текста Кернинг – изменение пробела между двумя знаками в блоке текста.
Классификация шрифтов: По рисунку (виду гарнитуры) шрифты бывают:
- без засечек
- с засечками
Гарнитура – комплекс шрифтов различных размеров, начертания и плотности, но одинаковых по характеру рисунка.
НАЧЕРТАНИЕ ШРИФТА ОТЛИЧАЕТСЯ: По наклону очка || По характеру заполнения штриха || По насыщенности шрифта
Очко – величина строчного знака.
ПО НАКЛОНУ ОЧКА:
· Прямые имеют вертикальные основные штрихи
· Курсивные характеризуются отклонением основных штрихов от вертикального положения.
· Наклонные повторяют рисунок прямого шрифта, но с наклоном основных штрихов.
ПО ОТНОСИТЕЛЬНЫМ РАЗМЕРАМ ШИРИНЫ И ВЫСОТЫ ЗНАКА:
· Нормальный имеет отношение ширины очка к высоте 3:4
· Узкий – 1:2
· Сверхузкий –
· Широкий 1:1
· Сверхширокий
ПО ХАРАКТЕРУ ЗАПОЛНЕНИЯ ШТРИХА: Нормальные || Контурные || Выворотные
ПО НАСЫЩЕННОСТИ ШТРИХА: Светлые -20 процентов || Полужирные – 30 || Жирные – более 30
ПО РАЗМЕРУ (КЕГЛЮ) ШРИФТА: Текстовые – шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет. Это шрифты сравнительно мелких кеглей от 0 до 12 пунктов. || Титульные – шрифты более крупных кеглей – от 14 до 48. Применяются для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ || Акцидентные шрифты преимущественно декоративные, крупных кеглей .
ПО НАЗНАЧЕНИЮ: книжные, газетные, журнальные.
УДОБОЧИТАЕМОСТЬ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ШРИФТ. Удобочитаемость шрифта определяется скоростью восприятия отдельных знаков и текстов в целом.
УСЛОВИЯ:
- Ясные контуры каждой буквы
- Различный внутрибуквенный просвет
- Соразмерность пробелов между буквами
- Пропорциональность между широтой и высотой знака
- Контрастность букв
- Соразмерность кегля шрифта межстрочным пробелам
- Соразмерность кегля шрифта длине строки
- Отсутствие длины строки интермильяжу
Зависит от:
1) Гарнитуры: шрифт с засечками более удобочитаемы, чем без них
2) Кегля: наиболее читабельный кегль текстового шрифта 8,9 пт
В тексте, состоящем из прописных букв воспринимаются лишь первые несколько слов.
3) Начертания: объёмные с курсивом – трудно. Курсив – небольшие куски текста.
4) Формата строк
5) Интермльяжа и трекинга: слишком «плотный» интер. И трекинг влияют на удобочитаемость текста. Норма: размер очка строчной буквы.
6) Междусловного пробела от ½ до ¾ текста.
Лучшая удобочитаемость: прямого, нормального, светлого начертания.
Важно определить: шрифта
- поли или моногарнитурное оформление.
- удобочитаемость гарнитуры
- соответствие рисунка содержанию публикации
Мировая практика: приёмы материального воплощения текста на полосе.
1) Одна гарнитура и одно начертание для набора всего текста
2) Одна гарнитура, разные начертания.
3) Одна гарнитура основная и одна вспомогательная
4) 1 основная и 2,3 вспомогательная
МНОГОГАРНИТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
Достоинства:
- обеспечивает изданию единство шрифтового облика
- облегчают знакомство читателя с материалами номера
- ускоряет процесс набора и вёрстки
Недостатки:
- делает газеты однообразными
ПОЛИГАРНИТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:
Достоинства: делает дизайн газеты более привлекательным
Недостатки:
- приводит к шрифтовой пестроте и дисгармонии
- нарушает общее стилевое единство стиля
МЕТОДЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕКСТА НА ПОЛОСЕ
1) Текстический: материал набирается шрифтом, позволяющим заполнить оставшееся место на макете
2) Функциональный: определённую гарнитуру, размер и начертание закрепляют за материалами определённой тематики.
3) Эстетический: 3-4 гарнитуры начертания, частичная симметрия, один рисунок уравновешивается другим.
4) Функционально-эстетический.