О способах уяснения и изъяснения смысла священного писания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека.

Если любая история является воспитательницей ума и сердца и учительницей мудрости, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она ясно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей Библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идет упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского, можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Там Бог борется с диаволом, а поле борьбы – сердца человеческие».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения человеческого рода. Но, говоря о главной идее священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока [1]. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах исторического Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания, бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекали на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, буквально целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, трактаты, молитвы, литературные памятники и религиозные мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине минувшего века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. Благодаря стараниям археологов из-под толщи пылевых наносов и мусора на поверхность земли для взора современного человека явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они находятся в ближайшем соотношении с Библейской историей и не только проливают немного нового света, уясняя часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских событий и факторов, которые до этого могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинности библейских сказаний не слепая, и особенно, в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому!

СВЯТАЯ БИБЛИЯ

Священная летопись человечества заключена в Святой Библии. Среди величайших книг, какие только имеются в литературной сокровищнице человечеств и служат к его духовному просвещению, Св. Книга книг – Библия занимает совершенно исключительное положение. Любая книга содержит в себе слово, как воплощение духа и разума человеческого, тем выше ценится и его литературное слово и тем дороже для нас становится сама его книга. Но в Книге книг содержится Божественное слово, как воплощение бесконечного Духа и всесовершенного, всеобъемлющего абсолютного Разума. Отсюда Св. Библия настолько же выше всех других книг, насколько божественный, бесконечный Разум выше и совершеннее конечного, ограниченного человеческого разума. Поэтому Библия среди величайших светочей литературы занимает более важное положение, чем солнце среди планет. Она не только всегда была источником истинного духовного света, лучи которого лишь случайно и слабым мерцанием просвечиваются в простых человеческих книгах, но в течение веков и тысячелетий озаряла ум человечества сверхъестественным светом, открывая перед его духовным взором такие истины, которые он напрасно хотел открыть своими собственными силами.

Читая Св. Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а Книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества.

Один благочестивый астроном сказал: «Библия не тому учит нас, как движутся небесные тела, а тому, как нам взойти на (духовное) небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь Бог по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям.. Желающие ознакомиться с естествознанием и с историей должны читать естественнонаучные и исторические книги. Но кто хочет знать, как ему спастись... тот должен читать Библию: по этим вопросам ты не найдешь в Библии ни одной ошибки, ни одного противоречия по религиозным вопросам, то тут ошибки не в Библии, а в людях, которые неправильно толкуют Библию» (В. Студемунд).

О Св. Библии, об этом духовном бесценном сокровище, которое получило человечество от Бога, имеются многочисленные замечательные высказывания великих светочей человеческой мысли.

Так известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?» – великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего она только не предлагает, чего она только не дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это – дар Бога людям, любящим и почитающим Его слово».

А величайший поэт Байрон хорошо знал содержание Библии и любил ее. В своей карманной Библии он собственноручно записал следующие слова: «В этой святейшей Книге тайна всех тайн. О, счастливы среди смертных те, которым Бог даровал милость – слушать, читать, с молитвой произносить и благоговейно воспринимать слова этой Книги! Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям. Но лучше было бы никогда не рождаться тем людям, которые читают ее только с той целью, чтобы сомневаться и пренебрежительно относиться к ней».

«Множество книг, написанных людьми, – говорит Спурджон, давным-давно умерли или же сохранились такими безжизненными, как египетские мумии; время, протекшее с их появления, обесценило их, их учение отвергнуто, и они не имеют жизни для нас. Откройте их в библиотеках, если хотите, но они уже не заставят биться человеческое сердце, не согреют его душу. Но эта преблагословенная Книга Бога, хотя существует среди людей уже тысячи лет, бессмертна в своей жизни и неувядаема в своей силе. Роса ее молодости еще и теперь на ней. Ее слова и теперь падают с неба свежие, как дождь; ее истины – вечно живое утешение. Никогда ни одна книга не говорила так, как эта Книга; ее голос, как голос Бога, могущественен и полон величия всегда».

Наш русский поэт И. С. Никитин так писал о «Новом Завете»:

«Здесь все в чудно-сжатой картине

Предоставлено Духом Святым.

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им,

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!»

«Никакая книга во всей истории человечества, – говорит В. Келлер, – не имела такого революционного влияния и не оказала столько решительного воздействия на развитие Западного мира, не имела такого влияния во всем масштабе, как «Книга книг» – Библия. Сегодня она переведена на 120 языков и диалектов и после 2000 лет она не обнаруживает ни малейшего признака убивания своего триумфального шествия».

Закончим этот ряд высказываний замечательным стихотворением, которое приписывается Байрону:

«Блажен, кто дивные страницы пробегая

Священной Книги, дух и смысл их разумел;

Молитву чистую пред нею повторяя,

Безмолвствуя – пред ней в слезах благоговел;

Кто мог горе душой и мыслью уноситься,

Премудрости ее сомненьем не пытать...

Но лучше во сто раз, о смертный, не родиться,

Чем строки дивные надменно отвергать!»

Этот список замечательных высказываний великих людей о Библии можно было бы продолжить и дальше, но этого делать не станем, а только отметим, что если так относились к этому бесценному духовному сокровищу светские люди, то насколько благоговейней и с любовью должен относиться к нему священнослужитель, для которого слово Божие и служение ему есть его жизнь.

НАЗВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ БИБЛИИ

Прежде чем приступить к изложению Библейской истории, дадим краткие сведения о Св. Библии.

Библия (..........................) слово греческое, на русский язык переводится словом – книги. Она была названа так в IV веке св. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Так как книги Св. Библии написаны людьми по вдохновению Божию, то эти книги называются богодухновенными и священными, ибо все, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию часто называют Священным Писанием. Библия разделяется на два отдела – Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен еще при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа – Сына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.

Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого завета и 27 Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т. е. богодухновенные, их – 39, и неканонические – 11, т. е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер.

При всем разнообразии содержания в св. Библии замечается чудное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея – воспитание и спасение падшего человека.

Св. Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени – рука ли историка, законодателя или поэта – Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника – Иисуса Навина, ученого св. ап. Павла или рыбаря св. ап. Иоанна, – все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели св. Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, ну хотя бы лучше сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровилось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, напр., по философии. Другое дело Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различие между Ветхим и Новым Заветом, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения человеческого рода.

В Св. Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательная, например, дивная вера Авраама, по слову Господа, покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, и готового затем принести в жертву Богу своего единственного сына, т. к. он был убежден, «что Бог силен и из мертвых воскресить». (Евр. 11, 19).

Но не все в Библии предлагается для подражания. Она предлагает нам такие ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.

Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке.

В III веке до н. э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н. э. Блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название «Вульгата», что значит распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени. На славянский язык Св. Библия переведена во второй половине IX века трудами свв. Братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык в греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили с еврейского языка – Ветхий Завет, и с греческого – Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он сделан по благословения Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом.

По своему содержанию книги Ветхого Завета делятся на четыре раздела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Это, конечно, не значит, что в Библии одни книги содержит только историю, другие только законы, третьи – пророчество и т. д.

Ветхозаветная история начинается с творения Богом мира и человека и заканчивается пришествием в мир Христа Спасителя. По преданию церковному, с первого человека до рождества Христова прошло 5508 лет, но эта цифра приблизительная и не имеет догматического характера.

Если Св. Библия есть Священное Слово Святейшего Бога, то и читать ее надо с глубокой верой и благоговением. Вера есть внутреннее духовное зрение, которое может увидеть то, что неспособно видеть наше телесное око. Если мы откроем святые страницы Библии без живой, пламенной веры в Бога, то мы будем воспринимать ее просто как литературное произведение человеческого разума, наполненное различными неправдоподобными легендами, в которых встречаются одни противоречия. Неверующий человек, потерявший духовное зрение, не увидит и не воспримет своим неверующим духом в Библии ее духовных спасительных истин, он не увидит в ней Бога. А глубоко верующий человек, когда читает Библию, то беседует с Богом, так как Библия есть слова Божии, посредством которых Бог говорит с людьми.

О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СМЫСЛА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Смысл Священного Писания, т. е. те мысли, которые священные писатели, вдохновенные Св. Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно через слова, посредственно – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:

а) в первом случае – смысл словесный или буквальный;

б) во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.

Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Посли руку Твою с высоты» (Пс. 143, 7), то, очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.

Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Св. Писания подразделяется на два вида:

смысл собственный или буквальный;

несоответственный или буквально-переносимый смысл.

Так, например, в книге Бытия (гл. 1, с. 8-10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог да соберется вода.., а собрание вод назвал морями», а в псалме 68 (стр. 2): «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (моей)» – в переносном смысле скорбей и бедствий.

Далее, в книге Чисел (гл. 6, стих 3-й), под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда: а в устах Христа Спасителя (Мк. 2, 22). «Вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же Св. Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредоставляемых, например, о Боге, об Его действиях, действиях и тому подобное.

Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл Св. Писания. Св. Писание подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.

а) Прообразом называется такой вид таинственного смысла Св. Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия.

Так, например, ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них отдаленные события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предизображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви.

Так, например, Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18-20), вышел навстречу Аврааму, возвращающемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи.

Все, о чем в данном случае повествует Священное Писание, есть действительный церковно-исторический факт. Но, помимо своего современно-исторического значения для патриархальных времен, приведенное повествование из XIV-ой главы книги Бытия имеет и глубокое, таинственно-преобразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека по объяснению ап. Павла (Евр. гл. 7; 1-2), являлось прообразом Иисуса Христа. Предметы, вынесенные Мелхиседеком – хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии.

Историческое событие (Исх. 14, 16-30) – переход израильтян через Красное море – помимо своего современно-исторического значения, по мнению ап. Павла (1 Кор. 10, 1-2), прообразовала новозаветное крещение, а само море заключило в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачной Невесты – Девы Марии.

По словам апостола Павла (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.

б) Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности – в этом случае таинственный смысл Свящ. Писания называется притчевым или просто притчею.

Таким образом, притча – это иносказание. Свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.

в) Когда, для выявления какой-нибудь мысли, животным и даже предметам неодушевленным приписываются свойства и действия человеческие, то в этом случае таинственный смысл Св. Писания носит название аполога.

Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9, ст. 8-16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину.

г) Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные фразы и картины, которые Господь показывал некоторым людям, находящимся при этом, обыкновенно в особом мистическом состоянии. Во сне или наяву, тогда таинственный смысл Священного Писания называется видением.

Так, например, Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо и землю, по которой восходят и нисходят ангелы, наверху которой стоит Сам Господь (Быт. 24, 11-17). Лестница Иакова явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Св. Деву Марию.

Пророк Иезекиль (гл. 38) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, соединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им дается дух животворящий, и они делаются живыми людьми.

По объявлению Самого Бога, видение это означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение прежней политической самостоятельности. По толкованию свв. Отцов это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.

д) Таинственный смысл Священного Писания называется символом, когда мысли Св. Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками.

Так, пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиопянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. гл. 20).

Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает новый глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. гл. 19).

О СПОСОБАХ УЯСНЕНИЯ И ИЗЪЯСНЕНИЯ СМЫСЛА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Толкуя Св. Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.

Способами уяснения и изъяснения смысла Св. Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста.

Подлинный смысл Священного Писания можно находить:

или при помощи самого Священного Писания;

или при помощи разных вспомогательных источников.

Способы нахождения подлинного смысла Священного Писания посредством самого же Писания следующие:

а) рассмотрение данного места в контексте;

б) снесение параллельных мест;

в) определение смысла слов по словоупотреблению и согласованию с целью;

а) рассмотрение данного места Священного Писания в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи и предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Священного Писания такое значение, какого сам писатель вовсе не хотел давать им;

б) снесение параллельных мест Священного Писания есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Священного Писания сносится с другими, сходными с ним местами Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Священного Писания.

Как контекст, так и параллелизм объясняют слова Священного Писания самим же Писанием. Но способ параллелизма обширнее способа контекста. При помощи контекста изъяснения Свящ. Писания простираются только на следующие и последующие слова одной и той же книги или главы, и притом когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем, что он простирается на все книги Священного Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Священного Писания;

в) определение смысла слов Священного Писания по словоупотреблению есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям, Священное Писание придается такое значение, какое придавал им сам писатель, т. е. какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов и в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у священных писателей, создававших свои произведения после плена. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных с новозаветными.

Словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны именно их языку и способу выражения, применяя при этом контекст и параллелизм.

2. Следующие способы – это выявление подлинного смысла Священного Писания при помощи разных вспомогательных источников.

К этим способам относятся:

а) обращение к подлинникам и древнейшим переводам Священного Писания;

б) обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (и святоотеческим творениям);

в) обращение к данным разных наук.

Способ обращения к подлинникам и переводам Свящ. Писания при изъяснении текста Свящ. Писания состоит в снесении отрывка какого-либо славянского текста с текстом подлинника и с переводами. При этом имеется в виду не одно только уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Священного Писания.

Для уяснения правильного смысла Св. Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к свв. Отцам.

Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Св. Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Св. Писанию. Драгоценность их в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Св. Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Св. Писания являются св. Ефрем Сирин, блаж. Иероним, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и др.

Обращение к данным разных наук, как, например, истории, археологии, лингвистике, философии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Св. Писания. Главным руководительским началом изъяснения Свящ. Писания является Святая Вселенская Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит св. Церкви, потому что она является истинной хранительницей Св. Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Св. Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и боговдохновенности книг Священного Писания.

Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются:

а) древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский;

б) вероопределения Вселенских и поместных соборов;

в) творения св. Отцов и учителей Церкви;

г) церковные службы и песнопения;

д) Соборы Поместных Церквей.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ БЫТИЯ

Эта книга называется так потому, что она повествует нам о том, как «все начало быть, что начало быть», т. е. как Бог призвал видимый мир из небытия к бытию.

Авторам Св. Книги является великий пророк и вождь еврейского народа Моисей. Он написал эту книгу для того, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, когда устные предания об этом стали искажаться и даже постепенно исчезать.

Все повествование книги Бытия, содержащей в себе 50 глав, можно разделить на три главные и существенные части.

Первая (1-3 гл.) повествует о происхождении мира и грехопадения прародителей.

Вторая (4-11 гл.) излагает историю первобытного падшего человечества, гибель его в водах потопа, размножение и рассеяние по всему мру послепотопного человечества.

В третьей (12-50 гл.) содержится история жизни патриархов еврейского народа.

Наши рекомендации