Глава 15. финансовое право
Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета.
Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Финансовое право, являясь отраслью Российского права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, формирование его институтов оказывают влияние и потребности практики.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная.
Общая часть включает нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансово-правовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.
Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты. Некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раздел, например налоговое право — в раздел правовое регулирование государственных и муниципальных доходов состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.
Особенная часть финансового права включает разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и муниципальных доходов;
д) государственных и муниципальных расходов;
е) государственного и муниципального кредита;
ж) банковского кредитования;
з) денежного обращения и расчетов;
и) валютного регулирования;
к) организации имущественного и личного страхования.
Система финансового права отражает финансовую систему Российской Федерации как объективно существующую экономическую категорию. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате, бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получил правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Финансово-правовые нормы Российской федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативно-правовых актов, или источниках. К ним относятся акты представительных, исполнительных органов государственной власти разных масштабов, уровней и органов местного самоуправления. Таким образом, источники финансового права Российской Федерации — нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Первое место среди источников финансового права занимают Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации), например, ст.ст.57, 71, 72, 75, 106, 132 Конституции РФ, в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.
Единого источника финансового права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако, приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Налоговый кодекс (часть первая от 31 июля 1998г. №146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2002г. №117-ФЗ), Бюджетный кодекс, принятый 31 июля 1998г. Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании отечественного финансового права.
Некоторые источники финансового права содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, «О банках и банковской деятельности» №1-ФКЗ, «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40 - ФЗ и многие др.
Нормативно-правовые акты в области финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д.
Федеративное устройство России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.
Источники финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.
Немалое число источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агентством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).
С развитием методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.
Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и не отменные нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему.
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование. Однако не следует отождествлять финансовое право и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин законодательство, может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.