Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс
по направлению « Победа и поражение»
Победа и поражение. Эти понятия позволяют размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий победа и поражение в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Темы | Тезис | Аргументы | |||||||
1.Все победы начинаются с победы над самим собой. (Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!) | И это правильно, ведь побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность | Л.Н.Толстой «Война и мир»(о Пьере) или любой другой герой литературы 19 века, показанный в эволюции(например,Евгений Онегин) | |||||||
Вывод: Величайшая победа — победа над самим собой. (Цицерон) Побеждающий других силён, а побеждающий себя самого могуществен. Лао Цзы | |||||||||
2.Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. Махатма Ганди | Такая победа достигается с помощью морального давления или физического превосходства. Но «жертва» не может мириться с этим и пытается освободиться любой ценой. | Пушкин «Капитанская дочка»(рассказать о Швабрине и Маше) Толстой «Война и мир»(о Наполеоне) | |||||||
Что нас не убивает, то делает сильнее. | |||||||||
3.Согласны ли вы с высказыванием: «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла». | И да, и нет… Если рассмотреть эти понятия с точки зрения философии, то это всего лишь слова. Какая разница: победа или поражение, если «все в землю лягут, все прахом будет...» (Горький «Песня о Соколе») Но с другой стороны, здесь и сейчас всем хочется победить, хочется чувствовать себя важным и нужным. Так что эти понятия скорее явление временное, чем вечное. | 1).Толстой «Война и мир»(о князе Андрее при Аустерлице- мечтал о славе, но увидел вечное небо и понял, что слава-явление временное, а небо -вечное) 2) Куприн «Куст сирени»(о Вере и Николае Алмазовых) | |||||||
Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она... рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы... Лишь одно следует принимать в расчет: ход событий. Антуан Сент-Экзюпери | |||||||||
4.Одинаковы ли на вкус поражение и победа? | Смотря в чём эти победа и поражение. Если речь о войне, то не зря говорят «сладкий миг победы» или «горькое поражение». Немаловажно, и какой ценой завоёвана победа. Иногда на карту может быть поставлено слишком много. Но совсем другое дело – любовь. Если любовь взаимна, то всем хорошо: и победителям, и побеждённым. | Шолохов «Судьба человека» Счастливые истории любви из «Войны и мира» | |||||||
Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви. Клод Гельвеций Нет ничего радостнее победы. Цицерон | |||||||||
5.Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). | Смысл этих слов – чувства человека. Если позволить ненависти захватить твою душу, то ты побеждённый. Ты не смог победить негативные чувства и поэтому проигрываешь. | Толстой «Война и мир»(о Пьере и Элен, князе Андрее или Анатоле Курагине) О Раскольникове (Достоевский «Преступление и наказание») | |||||||
Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Будда | |||||||||
6.Сложно признать поражение, когда так близок к победе. | Иногда в жизни всё оказывается наоборот: человек долго чего-то добивается, идёт к своей цели, а когда победит, то понимает, что наступила пустота, ему не к чему стремиться, не за что бороться – это поражение. И его мечты- это иллюзия, ничто, пустышка. Или ещё хуже –это что-то вредное для человечества(например, ядерное оружие или сильный наркотик, который получился случайно и т.д.) | 1).Князь Андрей (на поле Аустерлица) 2).М.А.Булгаков «Собачье сердце» | |||||||
Если вы проживете достаточно долго, вы увидите, что каждая победа оборачивается поражением. Симона де Бовуар | |||||||||
7.Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение. | Так стоит ли драться? Прежде, чем вступать в драку, об этом нужно хорошо подумать: что будет в случае поражения? Каковы риски? Но: никогда не знать поражения означает никогда не вступать в борьбу. (Морихэй Уэсиба) | «Слово о полку Игореве» «Война и мир»(о Наполеоне) | |||||||
Ещё одна такая победа, и я останусь без войска. (Пирр) Не следует начинать сражения или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. (Октавиан Август) | |||||||||
8.Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы. | Потому что улыбающийся человек не относится серьёзно к своему проигрышу, а значит, он и не проиграл вовсе.Поэтому противнику не так приятно выигрывать. А ещё часто люди получают удовольствие, когда им завидуют. Если же, несмотря на все их ухищрения, зависти нет, то понятно, кто проиграл, а кто выиграл. | Шолохов «Судьба человека» (моральная победа Андрея Соколова над наглым, сильным, сытым врагом) «Война и мир»(княжна Марья и мадмуазель Бурьен) | |||||||
9.Нужно и можно ли судить победителей? | Можно или нельзя – об этом никто никого не спрашивает. Их всегда и обсуждают, и судят. Пока эти победители обладают властью и полномочиями, пока держат в руках "результаты" своей победы – их судят за глаза. Ну. а после их политической или физической смерти "пнуть мертвого льва может любой осел", начинается судилище | Привести исторические примеры о Сталине, Иване Грозном, Петре Первом и т.д. | |||||||
Победителей не судят. Екатерина Великая Победителей можно и нужно судить. Иосиф Сталин | |||||||||
10.Может ли поражение стать победой? | Перефразирую: может ли смерть стать победой? Да, может, если по-другому невозможно остаться собой. | Островский «Гроза» Лермонтов «Мцыри» Бунин «Кавказ» | |||||||
Победа и поражение часто зависят от мимолётных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно: для этого достаточно умереть. Кодекс чести самурая | |||||||||
Список литературы:
1).М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
2).Н.В.Гоголь «Шинель»
3).Н.С.Лесков «Старый гений»
4).Л.Н.Толстой «После бала», «Война и мир»
5).И.А.Бунин «Кавказ»
6).А.И.Куприн «Куст сирени», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Олеся»
7).А.П.Платонов «Возвращение»
8). «Слово о полку Игореве»
9).А.С.Грибоедов «Горе от ума»
10).Л.Н.Толстой «Юность»
11).М.А.Булгаков «Собачье сердце»
12).А.Н.Островский «Гроза»
13).Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
14).М.Горький «Легенда о Данко»
15).Тургенев «Отцы и дети»
Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.
Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!