Общая характеристика основных групп источников периода средневековья
6. Общая характеристика и методика исследования летописей. Анализ «Повести Временных Лет».
Летописи – корпус важнейших источников по истории Древней Руси, объединяемых спецификой изложения материала в виде погодных записей событий. Летописью обычно называют реально сохранившийся летописный памятник, представленный одним или несколькими списками. Реально сохранившиеся летописи являются летописными сводами, соединившими в себе целый ряд предшествующих летописей. Летописи и летописные своды – памятники большого временного и пространственного охвата и соответственно внушительного объема. От них отличают летописцы– произведения более локального характера, посвященные истории отдельного княжества, города, монастыря, княжеского рода. Летописный текст, послуживший источником дошедшего до нас списка или группы списков, называют протографом.
Оценить значение летописей как исторического источника, понять, какого рода историческую информацию они содержат, можно, лишь проследив, с одной стороны, историю летописания в целом, с другой – историю конкретных летописных текстов. Был разработан метод комплексного сравнительно-исторического, текстологического исследования летописей с постепенным восхождением от известных летописных памятников к неизвестным, от реальных к реконструируемым, от позднейших слоев к более древним. Этот метод предполагает сравнительное изучение, сличение всех сохранившихся сходных летописных текстов с целью выявления их протографов, определения состава последних, времени и обстоятельств возникновения, идейной направленности, последовательного восстановления всех звеньев той или иной летописной традиции. Он рассматривает летописание как составную часть культурно-исторического процесса. Стремится объяснить создание летописи требованиями исторической действительности, запросами и интересами феодальных групп.
Большое значение для определения времени составления отдельных записей и, следовательно, для определения времени ведения летописи имеют так называемые полные или точные даты (год, месяц, число, а то и день недели и даже время суток) описываемых событий. Существенное значение для датировки летописных известий имеют также характер упоминания в тексте исторических лиц, сведения об их возрасте, потомках и т.д. Важно выяснить происхождение летописной информации. Это возможно через выявление политических тенденций и специфических интересов летописца, характера фактического материала. Выявляя источники, которыми пользовался летописец, нужно обращать внимание на дублировку известий, появлявшуюся в процессе механического соединения разных текстов.
Определение места и времени создания летописного свода, датировки и происхождения отдельных известий, выявление источников летописей, ее политической направленности, симпатий и антипатий летописца, интерпретация им фактов – все это очень важные проблемы, без решения которых невозможно оценить и использовать летопись как исторический источник.
Центральным памятником древнего русского летописания является Повесть временных лет. Она легла в основу подавляющего большинства русских летописей.
Существует 3 редакции ПВЛ:
1. Несторовская редакция – написана Нестором - текст доходит до 1110-1113г.г. (не сохранилась).
2. Лаврентьевская редакция – написана Сильвестром – текст доходит до 1116г.
3. Ипатьевская – изложение событий вплоть до 1118г.
Лаврентьевская редакция представлена:
· Лаврентьевский список (14в.) – написана Лаврентием для Суздольского князя;
· Троицкая летопись – нач. 15в.;
· Московский академический список Суздальской летописи конца 15в.;
· Лицевая Радзивиловская летопись (15в.).
Ипатьевская редакция представлена:
· Ипатьевский список – 15в.;
· Хлебниковский список – 16в.;
· Погодинский – 17в.;
· Ермолаевский – конец 17 – нач. 18в.в.
· Краковский – 18в.
Предшественниками ПВЛ были:
· Начальный свод, датируемый 1093-1095г.г. и фрагментарно сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода;
· Киево-Печерская летопись 1073г.;
· Новгородская летопись 1050г.
Начало русского летописания следует относить к 1007г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги – основательницы русского христианства – было создано сказание о русских князьях, составившие историческую основу летописания.
Источники ПВЛ многочисленны и разнообразны. По происхождению их можно разделить на отечественные и иностранные (византийские, инославянские и т.д.), по способу передачи информации- на письменные и устные.