Порядок формирования палат Парламента
Палата представителей:
û 110 депутатов
û формируется по мажоритарной ИС абсолютного большинства
û избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании
û порядок избрания установлен Конституцией и ИК.
û выборы назначает Президент
û образуются 110 одномандатных избирательных округов
û депутатом может быть избран гражданин РБ, достигший 21 года, постоянно проживающий в РБ.
Не допускается образование избирательных округов из территорий, не граничащих между собой. Отклонение от равного числа избирателей не более 10%.
Кандидаты в депутаты выдвигаются:
· политическими партиями, зарегистрированными Минюстом не позднее чем за 6 месяцев до назначения выборов
· трудовыми коллективами
· гражданами путем сбора подписей (в количестве не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа)
Проходит избирательная кампания, предвыборная агитация, затем голосование. Более половины участвуют, более половины «за» кандидата. Второй тур голосования (через 2 недели). Повторные выборы.
СР:
- 64 члена
- формируется посредством косвенных выборов и путем назначения (смешанный порядок формирования)
- от каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных СД базового уровня каждой области и г. Минска тайным голосованием избираются по 8 членов.
- 8 членов назначаются Президентом
Кандидат в члены СР:
ü гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет
ü кандидатами не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием не снятой и не погашенной судимости.
ü считаются правомочными при избрании не менее 2/3 полного состава каждой из палат
ü первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов
5. Органы палат Парламента Республики Беларусь: виды, порядок формирования и их форма работы. Взаимоотношения палат Парламента.
СОВЕТ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
Статья 86. Статус Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики
Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики являются постоянно действующими коллегиальными органами, подотчетными соответственно Палате представителей, Совету Республики.
Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей и Совета Республики.
Статья 87. Состав Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики
В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий и другие депутаты Палаты представителей в соответствии с Регламентом Палаты представителей Национального собрания.
В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель, председатели постоянных комиссий Совета Республики в соответствии с Регламентом Совета Республики Национального собрания.
Статья 88. Правомочность заседаний Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики
Заседание Совета Палаты представителей правомочно при условии, что на нем присутствует более половины от полного состава Совета Палаты представителей.
Заседание Президиума Совета Республики правомочно при условии, что на нем присутствует более половины от полного состава Президиума Совета Республики.
Статья 89. Полномочия Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики
Совет Палаты представителей, Президиум Совета Республики:
организуют работу по подготовке сессий соответствующих палат Национального собрания;
принимают решения о внесении проектов повестки дня сессий палат Национального собрания на рассмотрение соответствующей палаты Национального собрания;
принимают меры по обеспечению присутствия соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики на заседаниях палат Национального собрания и решают другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий палат Национального собрания;
заслушивают сообщения по вопросам работы постоянных комиссий, иных органов палат Национального собрания;
дают секретариатам палат Национального собрания поручения, связанные с созывом и проведением сессий палат, законопроектной деятельностью и иными вопросами, относящимися к их ведению;
вносят в случае необходимости предложения о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий палат Национального собрания;
принимают меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы постоянных комиссий, иных органов палат Национального собрания;
ходатайствуют перед Президентом Республики Беларусь о награждении соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, работников секретариатов палат Национального собрания государственными наградами Республики Беларусь;
принимают решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания;
осуществляют контроль за своевременным рассмотрением запросов, предложений и замечаний соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 90. Акты Совета Палаты представителей, Президиума Совета Республики
Акты Совета Палаты представителей принимаются большинством голосов от полного его состава в форме решений, которые подписываются Председателем Палаты представителей, а в его отсутствие – заместителем Председателя Палаты представителей.
Акты Президиума Совета Республики принимаются большинством голосов от полного его состава в форме постановлений, которые подписываются Председателем Совета Республики, а в его отсутствие – заместителем Председателя Совета Республики.
В случае необходимости в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты Национального собрания, решения Совета Палаты представителей и постановления Президиума Совета Республики могут быть приняты путем опроса их членов.
ГЛАВА 10
КОМИССИИ ПАЛАТ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Статья 91. Постоянные комиссии палат Национального собрания
Для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания, избираются постоянные комиссии палат Национального собрания.
Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами палат Национального собрания.
Статья 92. Порядок формирования и деятельности постоянных комиссий палат Национального собрания
Постоянные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики соответствующей палатой Национального собрания на срок полномочий палаты в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов постоянных комиссий.
Перечень и состав постоянных комиссий, порядок их формирования определяются палатами Национального собрания самостоятельно.
Каждый депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязан входить в состав только одной из постоянных комиссий. Председатели палат Национального собрания и их заместители не могут входить в состав постоянных комиссий.
При формировании состава постоянных комиссий учитываются пожелания депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.
Председатели и заместители председателей постоянных комиссий могут быть досрочно освобождены от должности по решению соответствующей палаты Национального собрания.
Заседание постоянной комиссии палаты Национального собрания правомочно, если на нем присутствует более половины от полного состава постоянной комиссии.
Решения постоянных комиссий палат Национального собрания принимаются большинством голосов от полного состава постоянных комиссий и оформляются протоколом. В случае необходимости в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты Национального собрания, решения постоянной комиссии могут быть приняты путем опроса ее членов.
Статья 93. Компетенция постоянных комиссий палат Национального собрания
Постоянные комиссии палат Национального собрания:
готовят проекты законов к рассмотрению палатами Национального собрания;
предварительно рассматривают и готовят вопросы, относящиеся к компетенции палат Национального собрания;
осуществляют подготовку заключений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции палат Национального собрания;
по поручению председателей палат Национального собрания, а также по своей инициативе разрабатывают проекты законов и иных нормативных правовых актов;
рассматривают обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь;
организуют проведение парламентских слушаний;
создают рабочие группы из числа членов постоянной комиссии, других депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, а также представителей государственных органов и иных государственных организаций, общественных объединений, научных организаций;
привлекают к своей работе экспертов и специалистов, назначают независимую экспертизу проектов законов, создают на общественных началах научные, консультативные и другие советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий;
запрашивают у государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности;
приглашают для участия в предварительном рассмотрении проектов законов, других вопросов, отнесенных к компетенции палат Национального собрания, представителей государственных органов и иных организаций;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Государственные органы и иные государственные организации, должностные лица не позднее месячного или иного согласованного срока представляют документы и материалы, запрошенные постоянными комиссиями палат Национального собрания в пределах их компетенции. Представление сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Статья 94. Совместные заседания постоянных комиссий палат Национального собрания
Постоянные комиссии каждой из палат Национального собрания вправе проводить совместные заседания. Организация и проведение совместных заседаний постоянных комиссий палат Национального собрания осуществляются в порядке, предусмотренном регламентами палат Национального собрания.
Совместное заседание постоянных комиссий считается правомочным, если на нем присутствует более половины от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании.
Решение совместного заседания постоянных комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляется протоколом.
Статья 95. Временные комиссии палат Национального собрания
Палаты Национального собрания при необходимости создают временные комиссии.
Порядок формирования состава временных комиссий, задачи и порядок их деятельности определяются решениями палат Национального собрания.
Временные комиссии избираются из числа депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики в составе председателя и членов комиссии. Временные комиссии могут привлекать к своей работе экспертов и специалистов, не являющихся депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики.
Избрание депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в состав временной комиссии не прекращает членства депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в составе постоянной комиссии.
Временные комиссии подотчетны палатам Национального собрания и ответственны перед ними.
Временные комиссии вправе запрашивать документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности, осуществлять иные предоставленные им полномочия в порядке, установленном регламентами палат Национального собрания и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Государственные органы и иные государственные организации, должностные лица не позднее месячного или иного согласованного срока представляют документы и материалы, запрошенные временной комиссией в пределах ее компетенции. Представление сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Временные комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно на основании решений палат Национального собрания.