Источники Европейского права
Источники права Европейского Союза - документы, устанавливающие нормы права и внешние формы правотворческой деятельности Европейского союза.
Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой в правовой системе Союза, составляют источники первичного права.
Подобно конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как политической организации и его отдельных органов. На основании первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть общеобязательных правил поведения, установленных Союзом, закреплена именно здесь.
В то же время круг источников права Евросоюза включает в себя гораздо большее число рассматриваемых феноменов, нежели те, которые официально зафиксированы в указанной статье.
Речь идет, в частности, об общих принципах права Европейского союза, таких как принцип господства права (rule of law), принцип демократического правления (democratic government), принцип свободы транснационального рынка и др.
Некоторые из этих и иных им подобных принципов закрепляются в законодательном порядке. Другие вырабатываются и применяются судом. Они признаются и рассматриваются как источники права, где последнее в контексте судебного правотворчества, по мнению некоторых экспертов, «означает даже больше, чем письменное право, порожденное учредительными договорами». Причина этого заключается в том, что принципы, открываемые и развиваемые Европейским судом справедливости, являются общими принципами права, свойственными каждой в отдельности и всем вместе взятым национальным правовым системам государств - членов Евросоюза. Эти принципы традиционно разделялись и использовались в пределах национальных правовых систем в виде источников права «задолго до появления письменного права, возникшего на основе учредительных договорных актов».
В систему источников права Европейского союза помимо названных входят также судебный прецедент, правовая доктрина; формирующиеся правовые обычаи, за которыми, правда, далеко не всегда признается статус самостоятельного источника права; признанные Судом так называемые акты особой категории, или рода (sui generis acts), связанные с внутренней организационной и иной деятельностью институтов Евросоюза; а также акты, входящие в состав так называемого мягкого права, которое определяется как «система правил поведения, в принципе не обладающих официально признанной какой бы то ни было юридической силой», но тем не менее имеющих в сфере юридической деятельности различных органов Евросоюза «значительный практический эффект».
Мягкое право (в отличие от обычного материального и процессуального - жесткого права) в западной юридической литературе рассматривается в виде некоего «вспомогательного» права и соответственно именуется вспомогательным правом.
К числу его источников относятся также такие юридически значимые акты, как декларации, коммюнике и резолюции различных институтов Евросоюза; официальные ответы на вопросы, адресованные Европарламенту; заявления Комиссии по поводу проводимой Европейским союзом политики в той или иной области и др.
В зависимости, например, от сферы применения и направленности действия тех или иных источников их подразделяют на внутренние и внешние.
К внутренним источникам относятся учредительные договоры, текущее законодательство Евросоюза и общие принципы права.
К внешним - международные договоры.
Помимо названных, существуют еще и другие критерии классификации источников права Европейского союза, но наиболее распространенным и устоявшимся среди них является критерий, в соответствии с которым рассматриваемые источники права классифицируются в зависимости от их юридической силы.
По этому критерию все источники права Евросоюза подразделяются на две основные группы - источники первичного права и источники вторичного права. В научной литературе их называют иногда первичными и вторичными источниками, что не имеет принципиального значения.
17. «Первичное» и «вторичное» право
Первичное право. К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это
- Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 года;
-Римский договор, учреждающий ЕС 1957 года;
- Римский договор, учреждающий Евратом 1957 года;
- Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 года.
Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. Данные договора являются основными, их определяют как учредительные договоры в узком смысле.
Вторичное право. Источниками вторичного права выступают акты, издаваемые институтами Союза, а также международные договоры Союза и соглашения, заключённые в рамках ЕС его государствами-членами.
В соответствии с Договором о Сообществе вторичное право Европейского Союза делится на различные категории правотворческих форм – это регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС.
1) Регламенты
2) Директивы
3) Решения и рекомендации.
К источникам вторичного права относятся акты sui generis – «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция).
Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.
18. Основопологающие черты Европейского законодательства – принципы субсидиарности и пропорциональности, уважение основных прав человека, правовой определённости и законных ожиданий, равенства и недискриминации, сотрудничества, транспарентности – и судебные решения на основе которых они сформулированы
Субсидиарность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — организационный и правовой принцип, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно. К областям применения данного принципа относятся теория государства и права, политология, менеджмент, кибернетика, информатика.
При обосновании соответствия предлагаемых мер принципу субсидиарности используется ряд критериев:
1) Близость власти к гражданам.
2) Достаточность.
3) Выгода.
Принцип пропорциональности лежит в основе реализации полномочий Европейского Союза. Этот принцип должен ограничивать и регулировать действия органов Союза. В согласии с Принципом пропорциональности меры, принимаемые органами ЕС, не должны выходить за рамки действий, необходимых для реализации целей договоров. Другими словами, действенность принимаемых мер должна определяться преследуемой целью. Это означает, что Союз, если у него есть возможность выбирать между различными способами действия, должен при одинаковой действенности отдать предпочтение такому, который оставляет государствам-участникам и его гражданам максимальную свободу действий.
Другими словами принцип субсидиарности и пропорциональности – определяет условия и порядок осуществления компетенции ЕС.
Принцип уважения прав человека как юридически обязательный был зафиксирован в Маастрихтском договоре 1992 года и в несколько измененном виде воспроизведено и в редакции уставных документов ЕС.
Становление данного принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов непосредственно связано с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…»
Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
Защита законных ожиданий – достаточно новый принцип. Он хорошо знаком германскому праву и перекочевал в правовую доктрину ЕЭС. Речь идет о том, что мера, предпринимаемая ЕЭС, исключая крайнюю необходимость обеспечить общественный интерес, не должна ущемлять тех, кто до этой меры ожидал от своих действий законную выгоду (прибыль).
Например, предприятие в обычном порядке произвело продукцию, ожидает определенную выгоду, но вдруг ЕЭС ввело новый стандарт то ли на саму продукцию, то ли на маркировку ее, то ли на упаковку. Ожидание прибыли в этих условиях может не реализоваться. Но этого не должно быть. Суд примет меры к тому, чтобы выгода, законно ожидаемая производителем, была получена.
Равенство (недискриминация). Этот принцип включен в сам текст договора ЕЭС. Так, в Договоре говорится о недопустимости дискриминации по признаку национальности. Фактически он установил, что в рамках ЕЭС не может быть ни в какой форме дискриминации между любыми социальными и иными группами и лицами. Он подтвердил это в ряде рассмотренных дел.
В соответствии с принципом сотрудничества государств государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
С этой целью:
а) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;
б) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;
в) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
г) государства — члены ООН обязаны в сотрудничестве с ООН принимать совместные и ин-дивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.
Принцип транспарентности (открытости) образования обществу. Принцип транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.