Организация государственного управления административно-политической сферой

1Задание для самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля.

1. Рассмотрите основы управление в административно-политической сфере.

2. Ознакомьтесь с организационно-правовыми основами управления обороной.

3. Определите, что понимается под обороной РФ, правовые основы, организация управления обороной?

4. Установите полномочия органов государственной власти в управлении в области обороны.

5. Ознакомьтесь с организационно-правовыми основами управления безопасностью.

6. .Определите. что понимается под безопасностью, каковы основные элементы системы безопасности в РФ?

7. Установите полномочия органов государственной власти в управлении в области безопасности.

8. Ознакомьтесь с организационно-правовыми основами управления юстицией.

9. Определите организацию управления юстицией: ее систему, выполняемые задачи и функции ее органов.

10. Установите, что входит в понятие иностранные дела, какие органы формируют систему управления иностранными делами?

11. Ознакомьтесь с организационно-правовыми основами управления внутренними делами.

12. Определите полномочия органов государственной власти в управлении внутренними делами.

13. Определите структура органов Министерства внутренних дел РФ: полиция общественной безопасности, криминальная полиция, внутренние войска.

I.1 Рекомендации по выполнению заданий при самостоятельной подготовке

Выполнение задания начните с просмотра конспекта прочитанной лекции и соответствующего раздела учебника. Затем приступайте к изучению рекомендованной литературы и правовых актов.

Студентам принципиально важно ознакомиться с различными подходами в организации управления в административно-политической сфере.

2. Основные термины и понятия

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и организационных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и своего суверенитета.

Основы организации обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структура и организация Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства по вопросам обороны в основном определены вышеназванным Законом "Об обороне".

Оборона - элемент безопасности и одна из важнейших функций государства. Она организуется и осуществляется в соответствии с законодательством и военной доктриной Российской Федерации. Организация обороны включает правовое регулирование следующих вопросов; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны: совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки и т. д.

Управление в области обороны строится на принципе единоначалия, централизации воинской дисциплины. Общее руководство Вооруженными Силами осуществляют Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами,

Законом от 5 марта 1992 г. "О безопасности" безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности - ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей и государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности от внутренних и внешних угроз. В соответствие с "Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента от 10 января 2000г.) под национальной безопасностью понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В систему специальных органов обеспечения безопасности входят следующие структуры.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), деятельность органов ФСБ России осуществ­ляется по следующим основным направлениям:

1. контрразведыва­тельная деятельность;

2. борьба с терроризмом и организованной преступностью;

3. разведывательная деятельность,

4. охрана государственной границы

5.обеспечение информационной безопасности

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России). В состав ФСО России входят Служба безопасности Президента РФ и Прези­дентский полк. Структуру службы утверждает Президент РФ

ФСО РФ обеспечивает безопасность объектам государственной охраны. К объектам государственной охраны относятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ; Председатель Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ.

При необходимости по решению Президента РФ государст­венная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещаю­щим государственные должности.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ) Ее задачами является:

- осуществление разведывательной деятельности в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах;

- наблюдение за распространением ядерного оружия как средства массового уничтожения;

- координация работ служб внешней разведки других федеральных органов исполнительной власти (например, военной разведки);

- обеспечение безопасности сотрудников учреждений РФ за границей, включая членов их семей;

- организация защиты государственной тайны в этих учреждениях;

- осуществление промышленной разведки и др.

Гражданская оборона— система мероприятий по подготовке к: те и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера специальная система государственного управления в чрезвычайных ситуациях, она построена по административно-производственному принципу.

Система органов юстиции как самостоятельная отрасль государственного управления осуществляет важные задачи по обеспечению соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных правовых актов иных субъектов Федерации, Конституции РФ и федеральным законам, организации защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности.

. Под иностранными делами понимается отношение России с иностранными государствами и международными организациями. Осуществление важнейших функций вобласти иностранных дел возложено на Президент РФ который, согласно ст. 80 Конституции РФ:

- определяет основные направления внешней политики государства;

- представляет страну в международных отношениях;

- осуществляет руководство внешней политикой;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры;

- подписывает ратификационные грамоты;

- принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

- назначает и освобождает от должности министра иностранных дел по предложению Председателя Правительства;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

- Управление внутренними деламинаправлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются по­лицией, внутренними войсками.

Содержанием административной деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов; в обеспечении нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения, в осуществлении административного надзора; в охране собственности; контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Оперативно-розыскная деятельностьзаключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств, что предполагает предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от суда и следствия и пропавших без вести. Важнейшим направлением оперативно-розыскной деятельности является борьба с организованной преступностью и коррупцией.

Уголовно-процессуальная деятельностьорганов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. Согласно действующему законодательству эта деятельность осуществляется как криминальной полицией так и полицией общественной безопасности, а кроме того подразделениями борьбы с организованной преступностью и коррупцией , Государственной противопожарной службы, а также командирами воинских частей и подразделений внутренних войск.

Студенты, пропустившие лекцию, должны подготовить реферативное сообщение по одной .

1.Организация и система органов управления в сфере государственной безопасности.

2.Организация и система органов управления в сфере деятельности органов внутренних дел.

3.Организация и система органов управления в сфере юстиции.

4.Организационно-правовые основы управления в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5.Организационно-правовые основы управления иностранными делами.

5.. Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа

1. Основными задачами ФСБ России являются:

а) информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государ­ственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

б)выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельно­сти специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

в)осуществление межотраслевой координации и функционального регулирования деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищ­
ной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных ма­териалов, конструкций и деталей;

г)выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;

д)все перечисленное.

2. В систему органов безопасности РФ входят:

а)Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ;

б)Служба внешней разведки РФ;

в)Федеральная служба безопасности РФ; Служба внешней разведки РФ, Министер­ство обороны РФ;

г)все перечисленное.

3. Процедуру выезда и въезда на территорию РФ граждан РФ регулируют органы системы:

а) МВД России;

б)ФСБ России;

в) МИД России;

г) все перечисленное.

4. Задачами Министерства внутренних дел РФ являются:

а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собст­венности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасно­сти;

б) обеспечение противопожарной безопасности;

в) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступле­ний и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследова­нию преступлений;

г) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

5. Как соотносятся между собой понятия «милиция» и «органы внутренних дел»:

а) милиция входит в органы внутренних дел;

б) органы внутренних дел входят в состав милиции;

в) равнозначные понятия.

6. Органами внутренних дел на ранее судимых лиц, за которыми установлен адми­нистративный надзор, могут быть наложены ограничения на право:

а) свободы передвижения:

б) неприкосновенности жилища;

в) занимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью;

г) все перечисленное.

7. Условия и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции регламентируются:

а) Федеральным законом «Об оружии»;

б) Законом РФ «О полиции»;

в) Федеральным законом «Об оружии» и Законом РФ «О милиции»;

г) Положением о милиции общественной безопасности, утвержденным Указом Пре­зидента РФ в 1993г.

8. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции запрещено в отношении:

а) лиц, обладающих депутатской и дипломатической неприкосновенностью;

б) женщин с явными признаками беременности, несовершеннолетних и лиц с явны­ми признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица;

в) психических больных, невменяемых;

г) все перечисленное.

9. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции против женщин, не­ совершеннолетних и инвалидов разрешено в случае:

а) совершения ими вооруженного нападения;

б) осуществление нападения в составе группы, которое угрожает жизни людей;

в) оказания ими вооруженного сопротивления;

г) все перечисленное.

10. Подразделения ГИБДД, ОМОНа, патрульно-постовой службы полиции входят в состав:

а) подразделений внутренней службы;

б) милиции общественной безопасности;

в) криминальной милиции;

г) милиции общественной безопасности и криминальной милиции.

11. Проведение оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия по делам об особо тяжких и тяжких преступлениях входят в компетенцию:

а) криминальной милиции;

б) милиции общественной безопасности и криминальной милиции;

в) милиции общественной безопасности;

г) органов Федеральной службы безопасности РФ и прокуратуры;

д) органов ФСБ России, прокуратуры и криминальной милиции.

12. Определение: «Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защи­та РФ, целостности и неприкосновенности ее территории» относится к понятию:

а) государственная безопасность;

б) оборона;

в) Вооруженные Силы РФ.

13 Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является:

а) Председатель Правительства РФ;

б) Министр обороны РФ;

в) Президент РФ;

г) Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

14. Определение: «Состояние защищенности жизненно важных интересов лично­сти, общества и государства от внешних и внутренних угроз» относится к поня­тию:

а) оборона;

б) безопасность;

в) охрана государственной границы;

г) разведка.

15. Классификация: ракетные войска стратегического назначения; сухопутные войска; военно-воздушные силы и войска ПВО - относится к понятию:

а) виды Вооруженных Сил РФ;

б)силы обеспечения безопасности;

в) военные структуры;

г) система мер обороны.

16. Основными задачами МЧС России являются:

а) осуществление по решению Президента РФ и Правительства РФ мер по органи­зации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

б) осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешитель­ных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

в) ведение оперативно-розыскной деятельности;

г) обеспечение особого административно-правового режима чрезвычайного поло­жения.

17. Разновидностями дипломатических представительств являются:

а) посольства и торговые представительства;

б) посольства, консульства, миссии

в) посольства, консульства и торговые представительства.

18.Государственное управление в области иностранных дел осуществляет:

а) Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство иностранных дел РФ;

б) Президент РФ, Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ и его ди­пломатические представительства и консульские учреждения за границей;

в) Министерство иностранных дел РФ;

г) Министерство иностранных дел РФ, Министерства иностранных дел субьектов РФ, а также их дипломатические представительства и консульские учреждения за границей.

19. Правом назначения и отзыва дипломатических представителей РФ в иностран­ных государствах обладает:

а) Председатель Правительства РФ;
б) Государственная Дума РФ

в) Президент РФ

ш) Совет Федерации РФ

б) Президент РФ;

в)министр иностранных дел РФ;

г)Совет Федерации.

21. Министерство юстиции РФ обладает полномочиями по:

а)организации выборов судей, обобщения судебной практики;

б)обеспечению личной безопасности судей;

в)организации и осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия, суда;

г)обеспечению общественного порядка и безопасности.

22. Органы юстиции осуществляют управление:

а)органами ЗАГСа;

б)судебно-экспертными учреждениями;

в)органами прокуратуры;

г)судами.

6. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) – М., 2009.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; (с последующими изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – №18. – Ст. 1593; (с последующими изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ. – 1996 – №23. – Ст. 2750; 2004 – №27. – Ст. 2711 (с последующими изменениями и дополнениями)

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». – М.: ИНФРА-М, 2010.

Закон РФ от 5 мая 1992г. №2446-1 «О безопасности» // ВВС РФ. – 1992. – №32. – Ст. 769 (с последующими изменениями и дополнениями)

Закон РФ «О полиции». – М.: Ось-89, 2010.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая .2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290 (с последующими изменениями и дополнениями)

Указ Президента Российской Федерации «Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации» от 13 октября 2004 г. №1313 ///- Российская газета. – 2004. – 19 октября (с последующими изменениями и дополнениями)

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11 августа 2003 г. №960 (в редакции Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г.) // СЗ. РФ. – 2003. – №33. – Ст. 3254; 2004. – №28. – Ст. 2883 (с последующими изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. №437 «О Министерстве экономического развития России Федерации» // СЗ РФ. – 2008. – №24 – Ст. 2867.

Постановление Правительства Российской Федерации «О министерстве связи и массовых коммуникаций» от 2 июня 2008 г. №418 // СЗ РФ.- 2008.- №23.- Ст. 2709.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. №452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. – 2005. – 5 августа.

Основная литература

Конин Н.М. Административное право России. Учебник. М. ПРОСПЕКТ. 2010 С. 195.- 266.

Административное право России. Особенная часть. Учебник. (Под редакцией С.А.Старостина.) –М. ИНФРА-М. 2012. С. 455 – 483.

Дополнительная литература

А.В.Милехин. Административное право Российской Федерации: учебник. – М. Московская финансово-промышленная академия. 2011. 624 с.

Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России – учебник, 2 изд., М, Проспект, 2010.- 752с.

Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.. Административное право: учебник, 4 изд. -М.: Норма: Инфра-М, 2010.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

М О Д У Л Ь № 1

2. Государственное управление и исполнительная власть.

3. Механизм административно-правового регулирования

1. Нормы административного права и их структура.

4. Реализация и действие административно-правовых норм.

5. Источники административного права.

6. Юридические факты и административно-правовые отношения.

Наши рекомендации