Политическая наука во франции
В ходе своего становления и развития французская политическая наука прошла два основных этапа: первый начинается с конца прошлого века и завершается второй мировой войной: второй охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор. Наиболее характерной чертой первого этапа является постепенное отпочкование политической науки от конституционного права. Указанный процесс шел тремя путями. Первый путь связан с политизацией конституционного права, т. е. с расширением традиционных рамок конституционного права в счет включения в него политических вопросов. Начало политизации конституционного права было положено А. Эсменом. опубликовавшим в 1895 г. работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше в плане политизации конституционного права пошли Л. Дюги и особенно М. Ориу который сформулировал понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.
Второй путь выражался в социологизации конституционного права — в расширении его традиционных рамок за счет усилет/а позитивистской ориентации, первоначально зародившейся и получившей бурное развитие в политической науке США. Позитивистская ориентация не только вооружила исследователей конституционного права социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционноправовой проблематике. Следствием социологизации конституционного права явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.
И наконец, третий путь заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще. Весьма любопытно, что серьезным импульсом для этого послужила работа русского профессора-юриста М.Я. Острогорского «Демократия и организация политических партий», опубликованная в 1903 г. во Франции. Вслед за ней появились аналогичные работы многих французских исследователей, в том числе книга А. Зигфрида «Картина партий во Франции», вышедшая в 1913 г., а также монографии М. Шевалье, М. Прело, А. Судье и др., посвященные актуальным проблемам функционирования законодательной, исполнительной и общественной власти. Радикальные изменения в системе общественно-политического знания Франции произошли после второй мировой войны. Несомненным толчком для этого послужило активное вторжение широких народных масс в политику, усложнение самой политической жизни, возникновение новых общественно-политических движений и институтов, поставивших множество сложных политических вопросов перед обществом, на которые даже усовершенствованная наука конституционного права не могла дать четкого ответа.
В 60—70-е годы появляется серия работ французских политологов (М. Прело, Ж. Баренса, Ф. Буррико, Ж. Бюрдо, Р. Арона, М. Дюверже, М. Ориу, М. Гравитца, Ж. Веделя, Б. де Жувенеля и др.), в которых широко обсуждаются как предмет французской политической науки, так и ее проблематика. В эти же годы практически завершается отпочкование политической науки от конституционного права, которое хотя и не прекратило своего существования, но практически, по меткому выражению М. Прело, превратилось преимущественно в справочную науку.
В послевоенный период более четко обозначается и специфика французской политической науки по сравнению с политической наукой других стран. Она выражается в акцентировании внимания французских политологов прежде всего на таких областях знания, как политические институты и отношения; избирательная система и выборы; общественное управление и политика. Создателем теории института во французской политической мысли по праву считается М. Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, 1 озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925) . По мнению М. Ориу, институт — это определенная идея, осуществляемая в конкретной социальной среде. Для реализации данной идеи широко используется власть, которая предоставляет разным социальным группам свои органы и полномочия. Между членами социальной группы, заинтересованными в осуществлении идеи, возникают соответствующие
отношения, которые контролируются органами власти и регулируются правилами процедуры .
Идеи М. Ориу были развиты в работах многих его последователей. По-своему интерпретировал их М. Прело, отмечавший, что «институты составляют самую надежную часть политической науки». Отсюда и задача политической науки, подчеркивал М. Прело, состоит в том, чтобы концентрировать внимание исследователей не на бесконечной множественности отношений между людьми, а на самой объективной реальности, которая есть не что иное, как реальность институтов в их образовании, развитии, упадке и исчезновении. Осознавая определенную уязвимость своего подхода к истолкованию понятия «институт», М. Прело предостерегал против всяческих попыток его абсолютизации, против сведения роли индивидов в нем к роли клеточек, составляющих институты. В то же время он добавлял, что рассмотрение института как совокупности человеческих отношений привело бы к растворению политической науки в политической антропологии.
Иначе подходит к данному вопросу М. Дюверже, который так же, как М. Прело, в основание политической науки кладет понятие «институт», но акцент тем не менее делает на человеческих отношениях, его составляющих. Согласно М. Дюверже, «институты есть известные .модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретающие таким образом характер стабильных, устойчивых и сплоченных. Благодаря подобному качеству они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институционных моделей, которые случайны, эфемерны и шатки» . Любой институт, подчеркивает М. Дюверже, представляет собой органическое единство двух элементов: структуры самих институционных моделей и конкретных отношений, из них проистекающих. По мнению М. Дюверже, важная задача заключается в том, чтобы исследовать как те политические институты, которые регламентируются правом, так и те, которые им полностью или частично игнорируются, существуют помимо права, например политические партии, политические режимы, группы политического давления, общественное мнение, средства массовой информации, пропаганды и т. д.
Другой областью знания, привлекающей к себе внимание французских политологов, является избирательная система и выборы. Эта область знания тесно связана с предыдущей, поскольку содержание и форма деятельности различного рода политических институтов в немалой степени зависят от характера избирательной системы. И наоборот, сама избирательная система весьма часто приспосабливается к той или иной структуре
66
политических институтов. Что касается выборов, то они служат своего рода экзаменационными тестами, разработанными по правилам соответствующей избирательной процедуры, которые используются для отбора претендентов на вакантные места либо уже действующих, либо вновь создаваемых институтов. Отмеченная взаимосвязь институтов, избирательной системы и выборов имеет принципиальное значение для Франции, которая пережила не одну форму политического правления и всегда отличалась сложным переплетением и борьбой различных политических сил.
Еще одной областью знания, которая вызывает повышенный интерес у французских политологов, является общественное управление и политика. Преимущественным объектом анализа представителей данной области знания являются две противоположные тенденции, действующие в политической жизни современной Франции: тенденция к усилению государственного управления и тенденция к формированию общественного самоуправления.
Интерес к теории общественного самоуправления тоже имеет глубокие традиции в политической жизни французского общества, которые уходят своими корнями еще в средние века. Различного рода проекты общественного самоуправления выдвигали французские социалисты-утописты (Мелье, Морелли, Мабли, Дешан и др.). Идеи общественного самоуправления нашли свое отражение в теории и практике Французской революции. События мая — июня 1968 г. во Франции не только воскресили эти идеи, но и придали им четко выраженную общедемократическую направленность: они стали предметом обсуждения представителей всех слоев населения. Особую активность при этом проявили французские социалисты, которые выдвинули концепцию политического самоуправления. Исходными принципами этой концепции являются: объединение демократических сил как средство для достижения политических целей; децентрализация власти на различных уровнях; повышение роли политических партий в сфере регулирования взаимоотношений между государственными и общественными органами власти. Их главный тезис состоял в том, что органы государства должны больше управлять и меньше администрировать. С широкой программой общественного самоуправления выступили также французские экологисты, предложившие учредить VI Республику, основанную на максимуме власти у местных коллективов, регионов и граждан, которые будут самостоятельно принимать решения.
Своеобразную позицию в данном вопросе занял известный французский социолог и политолог М. Крозье. С одной стороны, он отмечал утопический и даже опасный характер идеи общественного самоуправления. «Большинство сторонников самоуправ-
67
ления,—писал он,— преследуют благородную, но нереальную цель, стремление к которой не только бессмысленно, но и опасно: оно грозит уничтожением всякой власти . С другой стороны, М. Крозье соглашался с тем, что административная система, способы правления, принятия решений, вмешательства и контроля государства, связанные с ним, должны быть основательно обновлены, чтобы приспособиться к новому миру. Исходя из этих посылок, свой вывод он сформулировал следующим образом: политика не может изменить человека, ибо человек непрерывно меняется сам; свобода, возможность действовать не даруются сверху, они тем более не декретируются законами, даже самыми лучшими; они завоевываются шаг за шагом с помощью опыта, если только правила, которые не могут -не ограничивать их, этому способствуют; политика и государство должны перестать претендовать на главную роль в обществе; их задача — не определять судьбы людей, а ограничить свою деятельность созданием условий, благоприятной среды для самостоятельного выбора человека и его дальнейшего совершенствования.