Общая характеристика раздела 1 Конституции РФ 1993 г., его юридический анализ

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеральное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции РФ существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор. В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем: 1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя. 2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания». 3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства. 4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. 5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе РФ, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города. 6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития РФ, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным. 7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством. Раздел I. 1.Основы конституционного статуса (Народовластие; демократическое государство; федеративное; правовое; республиканская форма правления (глава- Президент); светское государство (нет обязательной религии); социальное государство (достойная жизнь человека)( надо бы назвать «Принципы конституционного строя») 2.Права и свободы человека и гражданина (Свобода личности; равноправие граждан; естественное право) ( надо бы назвать «статус гражданина» т.к. включают обязанности, гарантии,принципы) 3.Федеративное устройство (Федерация, имеющая три вида субъектов: а) республики(государства); б)национальные образования-автономии; в) территориальные образования- области, города фед значения. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории) 4.Президент РФ (глава государства; избирается прямым голосованием; гарант конституции) 5.Федеральное Собрание (Нижняя палата-Гос Дума- 450 чел, профессиональная основа; Верхняя палата-Совет Федерации_ 2 представителя от каждого Суб.) 6.Правительство (осуществляет исполнительную власть, отвечает за всё: бюджет, кредитная, денежная политика; оборона страны) 7.Судебная власть (правосудие осуществляется только судом) ( надо бы назвать «Правосудие и прокуратура» ) 8.Местное самоуправление (структура определяется населением. Устанавливаются местный бюджет, налоги)

Раздел I.

1.Основы конституционного строя (Народовластие; демократическое государство; федеративное; правовое; республиканская форма правления (глава- Президент); светское государство (нет обязательной религии); социальное государство (достойная жизнь человека) (надо бы назвать «Принципы конституционного строя» )

2.Права и свободы человека и гражданина (Свобода личности; равноправие граждан; естественное право) ( надо бы назвать «статус гражданина» т.к. включают обязанности, гарантии, принципы )

3.Федеративное устройство (Федерация, имеющая три вида субъектов: а) республики(государства); б)национальные образования-автономии; в) территориальные образования- области, города фед значения. Конституция и ФЗ имеют верховенство на всей территории)

4.Президент РФ (глава государства; избирается прямым голосованием; гарант конституции)

5.Федеральное Собрание (Нижняя палата-Гос Дума- 450 чел, профессиональная основа; Верхняя палата-Совет Федерации_ 2 представителя от каждого Суб.)

6.Правительство (осуществляет исполнительную власть, отвечает за всё: бюджет, кредитная, денежная политика; оборона страны)

7.Судебная власть (правосудие осуществляется только судом) ( надо бы назвать «Правосудие и прокуратура» )

8.Местное самоуправление - структура определяется населением. Устанавливаются местный бюджет, налоги.

37. Обеспечение реализации конституции, её охрана и защита: понятие и формы.

К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.

Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 предусматривает обжалование гражданами в суде решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу Закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде» граждане впервые обращаются с жалобами на нарушение прав и свобод в Конституционный суд.

Кроме этого, в силу естественного права и суверенитета народ имеет право на активные действия по защите Конституции в чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза Конституции путем совершения государственного переворота, т. е. на вооруженную ее защиту.

Конституция РФ является Основным Законом, а, следовательно, нуждается в дополнительной охране. В литературе встречаются споры по поводу определения понятия охрана. Одни исходят из того, что охрана – это надзор, контроль, пресечение нарушения Конституции и наказание виновных. Другие считают, что охрана – это только стремление не допустить нарушения Конституции. Если же нарушение Конституции уже произошло, то начинает действовать защита. Можно полагать, что эта точка зрения является наиболее правильной. Таким образом, охрана включает в себя защиту. Дискуссионными являются и такие категории как надзор и контроль. В.С. Нерсесянц считает, что надзор – это такая охрана Конституции, когда уполномоченное лицо следит за исполнением Конституции и может по своему усмотрению возбудить производство дела. Контролем Нерсесянц считал меры к наказанию виновных, которые применяются при наличии ходатайства определенных субъектов. Таким образом, можно сделать вывод, что защита Конституции включает надзор за ее соблюдением, а также ее охрану. Существует несколько уровней защиты Конституции: 1) всеобщий уровень защиты, когда Конституцию обязаны защищать все субъекты правоотношений; 2) специфические уровни защиты, осуществляемые специальными субъектами: а) общекомпетенционный уровень, когда защиту Конституции осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления как в своей деятельности, так и в деятельности подчиненных организаций; б) уровень правоохранительной деятельности, на котором работают все правоохранительные органы. Они защищают Конституцию, так как стоят на страже закона; в) специфический уровень – уровень защиты со стороны специально созданных органов (Конституционный Суд РФ)

В литературе отождествляют понятия «охрана» и «защита».

Общее: предполагает систему мер против посягательств на конституцию, нарушение.

«Охрана» шире чем «защита» («Защита»- это непосредственное отражение посягательства на конституцию; «Охрана»- не только защита, но и комплекс восстановительных мер (преодоление последствии)).

Виды:

I.По субъекту:

1.Всеобщий уровень охраны конституции (каждый суб. гос-правовых отношений следит за тем, чтобы в своей деят не нарушать конст).

2.Охрана конституции в порядке подчиненности управляющих суб., что бы подчиненный ему управляемый суб не нарушал конституцию.

3.Специальный уровень в порядке общ прав деят- охрана консти-ми правоо-ми органами, общей компетенции. Они обеспечивают законность и правопорядок.

Органы:

1).Судебные орган общей компетенции.

а) Исполнительный орган (МВД)

б)Прокуратуры(в порядке общего надзора)

2)Органы специально созданные для этой цели (специфические)

1.Судебные

а) Конст Суд; б)Конст Департамент

2.Внесудебные (комитеты конст надзора, защиты конст…)

II.По содержанию:

1.Конст контроль (производство по инициативе 3-х лиц). Сами органы не имеют права.

2.Конст надзор (может возбудить надзирающий орган по своей инициативе)

III.По территории:

1.Общегосуд масштабах (Фед) 2.Охрана в рамке Региона/Суб 3.Охрана на местном уровне

IV. По времени осуществления:

1.Предварительная 2.Непосредственная 3.Последующая

Наши рекомендации