Источники римского права классического периода.
В III в. до н.э. – III в. н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в ходе правовой реформы императора Юстиниана).
Однако важнейшим источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов.
Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие.
Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права.
Постепенно укреплялась и расширялась самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались лишь как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. римские юристы обосновали положение, что народ передал свою законодательную власть императорам. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.
Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:
1. Эдикты – общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они реализуются и при его преемниках.
2. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правым вопросам.
3. Декреты – решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.
Исключительно важным и своеобразным источником римского права классического периода становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности правовой системы.
Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие правовые нормы в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.
29. «Право народов» в Древнем Риме.
Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.
Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.
Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.
Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).
Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.
С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.
Институции Гая.
Институции Гая написаны около 160 г. н. э., найдены историком Нибуром в 1861 г. в библиотеке Веронского собора в Италии в записи I в. н. э.
Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского.
В первой книге приводятся положения о свободных и рабах, о свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Она начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов. Перечисляются все источники римского частного права. Основная масса текста посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов, перегринов и рабов. Уделяется внимание делению в праве лиц на самовластных и подвластных, а также различиям в правовом положении подвластных лиц. Рассматриваются три вида частной власти — potestas, manus и mancipium. Разбираются правовые институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства.
Во второй и третьей книгах говорится о различных видах вещей, о сделках вещного оборота, о наследовании и обязательствах. Рассматриваются такие категории вещей как res mancipi и res nec mancipi. Даются характеристики основных терминов, обозначавших собственность — dominium и proprietas. Сообщаются данные о так называемой «бонитарной собственности» и о duplex dominium. Говорится также о сервитутах и possessio. Изложение наследственного права начинается с наследования по завещанию (ex testamento). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonotum possessio, правила подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования, завещательные отказы (легатов и фидеокомиссов), а также порядок наследования по закону. Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Далее Гаем осуществлен обзор положений об обязательствах (лат. obligatione). Он делит их по источникам: обязательства изконтрактов и из деликтов. Здесь же — юридическая характеристика контрактов по четырём группам: реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным. Конец третьей книги посвящён обязательствам из деликтов: воровства, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия.
В четвёртой книге рассматриваются виды исков (лат. actio), подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. Содержатся сведения о легисакционном процессе и о процессе per formula. Описываются всевозможные иски, используемые в процессе, в том числе известные виндикационный и негаторный, а также сведения об эксцепциях и интердиктах.
Институции Гая — единственный памятник полной древнеримской научной системы права и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступенях его развития.
Для римских юридических школ учебник Гая «Институции» служил образцовым пособием при изучении права: систематичность, краткость, ясность и точность изложения, сопровождаемого в трудных местах многочисленными пояснениями в виде примеров из судебной практики, чистота латинского языка и обилие исторических сведений — вот отличительные качества этого учебника. Система Гая, отличающаяся простотой и удобством в распределении материала, до распространения пандектной системы господствовала в изложении права в континентальной Европе (во Франции господствует до сих пор).