Угрозы национальной безопасности Российской Федерации
религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
· стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
· опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
· возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
· распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
· ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств;
· притязания на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:
· экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;
· активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.
Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ. В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм.
· Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
· своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
· реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
· обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
· подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
· преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
· обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
· совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
· обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
· обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
· подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
· укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
· принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
· коренное улучшение экологической ситуации в стране.
· Военная политика Российской Федерации.
Военная политика проводится на основании положений, разработанных в военной доктрине государства. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:
· снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
· формирование и укрепление региональных центров силы;
· усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
· активизация сепаратизма;
· распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;
· усиление региональной гонки вооружений;
· распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
· обострение информационного противоборства.
Основные внешние угрозы:
· территориальные претензии к Российской Федерации;
· вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
· попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
· наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
· создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
· расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;
· ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
· создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
· нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;
· действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
· враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, информационные действия;
· дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
· международный терроризм.
Основные внутренние угрозы:
· попытка насильственного свержения конституционного строя;
· противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
· планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
· создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
· незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
· организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
· Основные принципы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
Основные принципы обеспечения военной безопасности:
· сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
· эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
· достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
· соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
· ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
· Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
· Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию
· государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
· Основные черты вооруженных конфликтов конца XX – начала XXI века.
Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
-по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
-по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной. Основные общие черты современной войны:
-влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
-коалиционный характер;
-широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронною поражения;
-активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
-стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
-применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
-маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
- поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на
всей территории каждой из противоборствующих сторон;
-проведение воздушных кампаний и операций;
-катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
-высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
-участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).
Вооруженный конфликт характеризуется:
-высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
-применением нерегулярных вооруженных формирований;
-широким использованием диверсионных и террористических методов;
-сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
-вынужденным отвлечением значительных сил и средств па обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
-опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться объединенные группировки войск (сил) и органы управления ими.
Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организационно-технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.
8.Военно-политические особенности вооруженной борьбы, характеристика современных войн в зависимости от целей, средств их достижения, масштабов военных действий.
Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
-по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей- Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
-по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения; • по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.
Основные черты современной войны:
-влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
-коалиционный характер;
-широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
-активное информационное противоборство, дезориентация общественного
мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
-стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
-применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных па новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
-маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широкимприменением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
-поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
-проведение воздушных кампаний и операций; катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
-высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения; участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
Масштабы войны и ее ожесточенность зависят исключительно от решительности политических целей сторон.
Цель войны - не столько уничтожение противника, сколько перераспределение любыми средствами ролевых функций государств.
Собственно вооруженная борьба - есть только крайняя, предельно насильственная форма войны, применяемая для окончательного закрепления ее результатов
Война всегда заканчивается не миром, а победой одной из сторон, в то время как военный конфликт может быть урегулирован, то есть "снят", гак как победа в нем необязательна.
В результате войны - победитель получает все, а побежденный получает шанс своего национального выживания, сохранившись в новой роли, в роли и качестве объекта эксплуатации и территории освоения.
Современная война может носить как прямой - вооруженный, гак и непрямой -сетевой характер.
Новыми операционными средствами войны являются современные геополитические информационные и экономические технологии. Они носят тотальный характер, позволяют достигать спланированных и ожидаемых результатов войны, и ее стратегических эффектов. Применение этих технологий вызывает необходимость: своевременного выявления их признаков и масштабов; их идентификации в качесгве агрессии и угрозы национальной безопасности России; распознавания применяющей их стороны; немедленной и адекватной реакции нации на эти новые виды агрессии.
В современной войне ее объектом становится не столько собственно вооруженная или экономическая составляющие государства, сколько его культура, национальные ценности и образ жизни, так как только они и делают нацию и государство тем, чем они есть в истории человечества, их изменение и есть главная задача современной войны. Главным "призом" войны является расширение не столько геополитического и экономического "ресурсного поля", сколько расширение комплиментарного (дружественного) ценностного ареала победителя, так как только взаимная комплиментарность наций (то есть дружественная совместимость ценностных основ их бытия) дает тот благожелательный (благоприятный) внутренний и внешний климат их международного (взаимного) сосуществования, и является лучшей гарантией от взаимных агрессий, что, в свою очередь, улучшает шансы нации на историческое выживание, а в обратном случае - ухудшает их.
Правота этих констатации подтверждается состоянием глобальной военно-политической безопасности и всей цепью "цветных революций" па постсоветском пространстве последнего времени.
Эти новые особенности современной войны требуют осмысления и учета в качестве факторов, оценка которых по определенным критериям, позволит выявить как факт и вид агрессии, так и определить (а затем и объявить) состояние государства, в котором оно реально находится в результате этой агрессии.