Политика и другие сферы общественной жизни
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но между тем, у политики есть свои границы. Не все явления включают в себя политический компонент.
В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных подсистем (сфер):
- хозяйственно-экономическая - обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
- социальная- развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также этнической, демографической, социально-территориальной и др. принадлежности.К социальным сферам относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;
- духовная - включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.
Для того, чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера-- это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства1.
Политика непосредственно зависит от социальной структуры общества, уровня социального расслоения. С другой стороны, политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них. Это связано с двумя аспектами политики:
а) хотя политика собственно не направлена на создание материальных и духовных ценностей (они создаются в других сферах), но политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение ценностей отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
б) политика присутствует во всех общественных сферах в силу присущей ей регулирующей функции.
На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
Политической может стать любая проблема, порожденная какой либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни, придание значительным вопросам общественной жизни политического звучания, повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации является практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которых лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.
ЛЕКЦИЯ 3: Основные идеологические доктрины современности
План:
1. Идеология: понятие, функции.
2. История возникновения понятия «идеология».
3. Место идеологии в политической жизни общества.
4. Основные идеологии современности: консерватизм (неоконсерватизм); либерализм (неолиберализм); социал-демократизм.
- Идеология: понятие, функции
Прежде чем остановится на понятии политическая идеология, необходимо пояснить, что же из себя, представляет сам термин «идеология». Итак, термин идеология древнегреческого происхождения и буквально означает учение об идеях, поскольку состоит из двух слов идея и логос.В настоящее время большинство ученых определяют идеологию как одна из форм проявления и выражения политического сознания социальных общностей и выражающих их интересы организаций- политических партий, движений и иных организаций, а также других субъектов политики, включая отдельных индивидов, представляющая собой систему концептуально оформленных взглядов и идей, на основе которых создаются, складываются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, формируются цели, установки, программы общественной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих социальных отношений.
Идеология и политика тесно взаимосвязаны; с одной стороны именно идеология направляет политику, наделяя ее системой определенных идеалов, ценностей и целей; с другой стороны - сама политика во многом идеологична, поскольку не только определение и постановка политических целей, но и выбор соответствующих средств и методов их практического достижения осуществляется на основе той или иной идеологии1.
Политическая идеология - это система идей и взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований. Она активно включается в политическую деятельность. В конечном счете, побеждает тот класс и народ, который способен вести за собой людей, и выигрывает, сплотив людей во имя своих идей.
Функции идеологии
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.
2. История возникновения понятия «идеология»
Исторически политическая идеология возникла с государством, как определение взглядов, в качестве всеобщих, разумных и общезначимых для всех. В научный оборот он был введен французский философом, экономистом и политическим деятелем Антуаном Дестютом де Траси (1754-1836), одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд» о способности мыслить он использовал термин идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях.
Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Дестют де Траси характеризовал идеологию как науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки. Термин идеология широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и т.д.
В науке сложились различные взгляды на такое духовное явление как идеология. В частности, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах1. Немецкий социолог К. Мангейм также понимал ее как разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора 2.
Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти.
Как мы видим все же большинство ученых трактуют политическую идеологию какопределенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.
В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как “служанку власти”, не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.
Во Франции при Наполеоне термин приобрел негативный оттенок. Термин был истолкован как ложное сознание, искаженно отражающее мир. По мнению Наполеона Бонапарта (1769-1821), любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Соответственно и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он причислял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью.
Прошли столетия и в XX веке идеологию стали определять как совокупность идей и систем взглядов на власть, государственное устройство, способы и принципы политического управления обществом.