Типология политической культуры
Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т. д., политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства.
Марксистская концепция исходила из того, что типология культуры, а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемой обществом исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), а также от социально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура может быть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем, господствующей культурой в обществе, согласно марксизму, является культура господствующего в стране класса.
В западной политологии получила наибольшее признание классификация политических культур, обладающих общезначимыми свойствами, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура»[137], вышедшей в 1963 г. Они выделяют три типа политической культуры: провинциалистскую (традиционную илипатриархальную), подданническую, партиципаторную или политическую культуру участия (активистскую).
Для провинциалистской политической культуры «частотность ориентации на специализированные политические объекты» достигает нуля. Преобладание этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин, где не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и не имеют установок на ее изменение.
Подданническаяполитическая культура характеризуется высокой частотностью ориентации в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности. Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов, что образует три типа смешанных политических культур: провинциалистско - подданническую культуру, подданнически – партиципаторную, провинциалистско-партиципаторную.
Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности, характеризующаяся рационально-активным поведением граждан, которое соответствует демократической политической системе. Первоначально такая культура, по их мнению, сложилась в Англии, но более характерна для США.
Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор следующих качеств:
1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;
2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;
3) чувство гордости за политические институты своей нации;
4) ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;
8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;
10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственности, - замечали они, - активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия» [138].
Помимо общих типологий существуют и специфические.Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и «правил игры», и. соответственно, наличия и специфики субкультур.
У. Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры фрагментарную и интегрированную.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культурахарактеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается в развитых странах высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.
Английский политолог Д. Каванах выделяет гомогенную, фрагментарную, смешанную и искусственно гомогенную политические культуры.
Гомогенная политическая культура характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Фрагментарная- конфликтной оппозиционностью различных субкультур. Смешанная политическая культура - наличием ценностных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима. Искусственно гомогенная - апатичностью (подданническим характером) [139].
Политические субкультуры
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.
В отечественной политологической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп.
Г. Алмонд подразделяет субкультуры на вертикальные -субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные- религиозные, региональные, этнические. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осуществляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим и другим.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень.
На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень политической активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т.п., иногда социально неприемлемые.
Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к политической самостоятельности (Центральное Черноземье) [140].
Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.
Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.
Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.
Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.
Некоторые особенности свойственны политической субкультуре женщин. В литературе отмечается, в частности такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения.
Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.
Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также образовательными, половозрастными и другими признаками.
Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она своего рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.
Становление современной российской молодежи сопровождается:
§ усилением состояния тревоги, связанной с ухудшением социального положения и падением уровня и качества жизни. 62% опрошенных в январе 1999 г. студентов ставропольских вузов с беспокойством смотрят в будущее, так как не видят возможности для самореализации, при этом лишь 1/5 опрошенных связывают свое будущее с Россией, 2/3 – готовы уехать за границу [141];
§ утратой привычной среды и благоприятного социума, необходимых для скорейшего выхода из кризиса. Утратой старых стереотипов, привычных форм взаимодействия со средой. Так, 82% опрошенных на первое место в жизненных приоритетах ставят карьеру. 50% молодых людей не видят правовых путей достижения лучшего будущего. При этом 42% - не хотят в будущем трудиться [142];
§ преобладанием «дорыночного» менталитета, отвергающего самостоятельность, предприимчивость. Большинство опрошенных студентов уверены в том, что будущее России за демократией, но при этом лишь 5% готовы участвовать в этом процессе, остальные 95% - считают, что это будет сделано кем-то другим [143];
§ процессом маргинализации молодежи, что вызывает такие негативные явления, как пьянство, наркомания;
§ актуализацией социокультурной антитезы «мы» - «они», что в силу специфики возраста приводит к бескомпромиссности и однозначности в восприятии действительности.
Отсюда для молодежной субкультуры характерно преобладание нонконформизма, радикализма, культа силы, что дезориентирует молодежь и приводит к растерянности, пессимизму и способствует росту агрессивности, экстремизма, шовинизма, криминальности [144], в то время как для представителей старших поколений наибольшими ценностями является стабильность, традиции, опыт, материальный достаток и обеспечение.
В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане).