Экономические, социальные и политические причины возникновения связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса
Билет №1
Можно выделить 3 группы причин, явившихся предпосылками развития системы связей с общественностью.
1) социальные причины (появление массовой прессы, пресс-посредничества, рекламы как инструмента влияния на психологию масс);
2) экономические причины (концентрация капитала, развитие массового производства, перенасыщение рынка товарами, развитие и совершенствование свободного предпринимательства, свободного рынка, развитие маркетинга);
3) политические причины (установление отношений между государством и монополиями, различными социальными институтами, попытка государства ограничить власть монополии, «ведение антимонопольного законодательства, создание отделов государственных учреждений по делам общественности).
Идеологической причиной возникновения связей с общественностьюявляется стремление тех или иных организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы, чтобы внедрять в их сознание свои взгляды и убеждения.
Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления. Сам термин «public relations» впервые был высказан в 1807 г. президентом США Томасом Джефферсономв «Седьмом обращении к Конгрессу». PR как самостоятельная область знания, науки и деятельности относится к началу XX в. Первое бюро PR возникло в 1912 г. при американском телефонно-телеграфном объединении. В 1918 г. курс PR был впервые включен в учебный план штата Иллинойс. В 1923 г. Э. Бернайз выпустил первую книгу по PR «Кристаллизируя общественное мнение». В 30-х г. в США PR сформировались как самостоятельная дисциплина.
Одним из важнейших факторов крупномасштабного внедрения PR является то, что принцип социальной ответственности предпринимателя перешел из категории желательного в категорию обязательного. Этому способствовала расширяющаяся свобода выбора для потребителей в условиях «рынка покупателя». В 1948 г. в Великобритании был открыт Институт общественного мнения. В 1955 г. в Лондоне была открыта Международная Ассоциация public relations (IPRA). В настоящее время она объединяет специалистов из 65 стран мира.
Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике.
Общечеловеческий процесс развития показал, что мирное и созидательное развитие государства возможно только при условии полноценного обмена информацией между всеми членами и структурами общества. Государственное управление гораздо эффективнее в условиях демократии. Социальная напряженность возникает в основном из-за того, что управляющая элита демонстративно не интересуется или игнорирует нужды и мнение народа. Поэтому одним из главных условий демократического общества является наличие свободных СМИ, через которые осуществляется оперативная связь между всеми слоями общества. Велика роль связей с общественностью и для рыночной экономики, которая не мыслима без конкуренции. При наличии свободного выбора производители и коммерсанты привлекают к себе потребителей с помощью СО. Сюда входят: демонстрация своих положительных качеств, своих достижений, своей заботы о благе всего общества, а не только о собственных прибылях.
Виды рабочих мероприятий в связях с общественностью: презентация, пресс-конференция, брифинг, прием, пресс-тур.
Р.М.— это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Важно четко определить цель М., согласовать её со всеми заинтересованными сторонами и довести до сведения всех участников подготовки мероприятия. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее.
Виды:
Презентация – организованная встреча группы людей с целью представления чего-то нового, недавно созданного.
Пр. бывают: 1) внутренние (для своих сотрудников) и внешние (для боле широкого круга общественности);
2) письменные (в виде буклета) и устные.
Информационная часть дополняется раздаточным материалом и подарками (не всегда). Приглашенные – в зависимости от цели (если информационная, то большое количество СМИ, если продвигающая – обязательно VIP- персоны).
5 принципов проведения пр.: 1) содержательность (не лекция, но и не шоу: важно использовать видео- или др. виды наглядности),
2) увлекательность,
3) запоминаемость (очень важен принцип визуализации).
4) активизация гостей (цель пр. – как можно активнее вовлечь присутствующих в обсуждение через систему вопросов),
5) сбалансированность по времени, по степени академичности и развлекательности (объем пр.- приблизительно 1,5 часа).
Пресс-конференция – диалог представителей базисного ПР-субъекта с журналистами.
На пресс-конференции необходим раздаточный материал (пресс-релиз, программа, буклеты, справочные материалы).
Время проведения – либо с 11-12, либо сразу же после обеда, чтобы успеть в вечерние выпуски. Продолжительность пресс-конференции – от 40 минут до 1часа 20 минут. Приглашать журналистов за неделю и за день – обзвон и уточнение, кто придет.
Эффективность пресс-конференции:
1) сколько пришло журналистов, какой процент от приглашенных,
2) сколько появилось позитивных сюжетов и публикаций.
Брифинг– «сообщение для прессы». Б. устраивают, как правило, по оперативным поводам, когда есть необходимость срочно проинформировать журналистов по общественно значимому вопросу.
Правила проведения - организаторы могут ограничиться сообщением и не вступать в диалог с журналистами.
Прием.Деловые вопросы в PR и продвижении решаются не только за столом переговоров, но и во время приемов. На приемах деловым партнерам предоставляется возможность получать дополнительную информацию, углублять и расширять контакты.
1. Текущий прием осуществляется на регулярной основе в рамках повседневной деятельности компании. Работа с посетителями, клиентами во время приема ведется как руководством компании, так и специалистами внутренних подразделений. Прием происходит в специальном помещении офиса или в отдельном уголке для приема, изолированном от посторонних лиц, оборудованном мебелью и столиками для переговоров; во время знакомства с рекламными материалами можно подать кофе.
2. Представительский прием — организационная форма PR-общения сотрудников компании с гостями, носящая эпизодический характер, по случаю знаменательных событий. Обычно PR-специалисты практикуют следующие формы приемов: дневные, вечерние, формальные, неформальные, прием с рассадкой за столом и без нее.
Дневные приемы: «Бокал шампанского»/«Бокал вина» и «Завтрак».
Вечерние приемы считаются более торжественными. К ним относятся: «Коктейль», «А-ля фуршет», «Обед», «Обед-буфет», «Ужин», «Чай», «Кофе».
Пресс-тур– это запланированное PR-службой мероприятие, предназначенное специально для журналистов, протяженное во времени (от нескольких часов до нескольких дней), которое проводится с целью получения объективных журналистских публикаций в СМИ. Поводом для проведения пресс-тура может послужить как необходимость ознакомить общественность с деятельностью организации, так и любое значимое событие, в котором организация принимает непосредственное участие. Одним из главных преимуществ - неофициальный характер, то есть предоставленная журналистам возможность увидеть какое-либо событие изнутри, даже поучаствовать в нем. Это, в свою очередь, ведет к большей вероятности появления лояльных публикаций в СМИ.
Другие виды PR-мероприятий:
Выставка– концентрированное в течение нескольких дней сочетание экспозиции, личных контактов, продвижение и продажа товаров, достаточно широкий охват общественности. В. различаются по тематике: отраслевые, многопрофильные, специализированные. Цели: 1) содействие продвижению товаров, 2) изучение возможностей конкурентов, 3) позиционирование имиджа, его новых поворотов, 4) определение новых направлений в развитии, 5) заинтересовать новых потребителей. Цель определяется для того, чтобы выстроить определенную систему оформления офиса, персонала, раздаточного материала. Оформление – нужно выделиться среди других, притягивать посетителей, удивлять их.
«Круглый стол» — одна из форм генерирования и обсуждения идей, значимых для различных групп общественности. Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Число участников может составлять 6—14 человек.
Клубный вечер. Цель – налаживание доброжелательной атмосферы внутри коллектива. На таких мероприятиях коллектив становится сплоченным, это является наиболее эффективным проводником имиджа.