Понятие и типы политических технологий

Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.
Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
В целом политические технологии выступают в двух формах:

1. Как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт.

2. Как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.


Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.
Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1. Приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци­онального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не об­ладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государствен­ного управления имеет свои ограничительные рамки в тех по­литических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества)

2. Приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений.

3. Приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.


К причинам появления политических технологий можно отнести:

· Необходимость более рационального, простого и эффективного способа реализации практических целей, при­менения власти и осуществления управления

· Снижение непредсказуемости взаимодействий различных акторов и неопределенности ситуации в области перераспределения государственных ресурсов, регулирования кризисных и форс-мажорных обстоятельств

· Потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления государственным (корпоративным) иму­ществом, кадровыми и техническими структурами

· Необходимость придания устойчивости взаимоотношениям уча­стников политического процесса, расширяющего возможности достижения целей большим числом субъектов в различных, но схожих условиях

· Необходимость эффективного управления объектами человечес­ких притязаний

· Возможность более четкого определения критических, порого­вых значений политического процесса, за рамками которого акторы утрачивают возможность управления ситуацией.

Технологии присутствуют в разнообразных процессах, в различные промежутки времени, на различных уровнях организации общества и государства. В зависимости от разнообразных факторов протекания политического процесса одни из технологий могут использоваться неоднократно и независимо от ситуации, другие имеют ситуативную специфику применения. Исходя из этого, можно говорить об уни­версальных и типических политических технологиях.
 Политические технологии могут быть функциональными и инструменталь­ными.

Функциональные полити­ческие технологии широко распространены, предполагают рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок субъектов управления, и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и направлены на управление и контроль за процессами.
 Инструменталь­ные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.
 В зависимости от области применения различают предметные технологии (например, электоральных техниках лоббирования, ком­пьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере, и т.д.).
 С предметными связаны уровневые технологии, отражающие степень социальной организации пред­метных областей.

К ним относят:

1. Глобальные, связанные с решением общемировых проблем (охраной природы, поддержани­ем международной безопасности и т.п.)

2. Континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, междуна­родных организаций и институтов по решению проблем в каком-либо регионе мира

3. Национально-государственные - характеризуют процесс осуществления власти и госу­дарственного управления в масштабах одной страны

4. Корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в отдельной организации

5. Локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.


По продолжительности использования определенных способов деятельности выделяют:

· Стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности акторов

· Тактические, предполагающие реализацию крат­косрочных целей

· Циклические, постоянно воспроизводящиеся в структуре деятельности субъекта

· Спорадические, применяемые единовременно.


Учитывая нацеленность технологий на расширение круга субъектов, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач различают:

· Тиражируемые - рассчитанные на повсеместное применение в аналогичных условиях. Они мало зависят от свойств применяющих их акторов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при осуществлении однотипных видов деятельности.

· Уникальные - перечень действий, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в схожих условиях.

Эти технологии применимы только для однократного обеспечения каких-либо целей, или для конкретных акторов. Они значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках перенесения даже в сходные обстоятельства.
 В зависимости от условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии.
 Жесткие характеризуются стабильностью параметров приемов и способов деятельности применяемых субъек­тами. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти (сохранение иерархич­ности в согласовании правительственных программ, визировании доку­ментов и т.п.).
 Мягкие технологии позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.
 Первые можно расцени­вать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, а вторые — как формирующие, до­страивающие политическую систему и систему управления государ­ством до уровня актуальных требований.
 По степени и характеру регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) за­конами, нормами, традициями или обычаями.
 Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К ним относятся, напри­мер, противоречащие закону или нормам общественной морали «серые» и «черные» технологий. В процессе выборов, например, субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу компромата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д., что может приводить не только к политическим сканда­лам, но и к политическим кризисам.
 Близки к рассматриваемым типам технологий также явные и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей.
 Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, отражают политический режим и сложившуюся систему управления государством. Но они часто имеют только демонстрационный, «показной» характер, ориентируются на коммуницирование с общественным мнением и создание у него образа активной и эффективной власти. При этом практическая связь с реальным процессом выработки государственных решений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе. В этом случае говорят о «популизме» власти или лидеров.


Теневые технологии с практической точки зрения часто являются определяющими процесс примене­ния власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизи­рованные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.

Наши рекомендации