Понятие и типы политических технологий
Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе. Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач. Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения. Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом. Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения. В целом политические технологии выступают в двух формах:
1. Как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт.
2. Как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.
Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
1. Приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества)
2. Приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
3. Приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.
К причинам появления политических технологий можно отнести:
· Необходимость более рационального, простого и эффективного способа реализации практических целей, применения власти и осуществления управления
· Снижение непредсказуемости взаимодействий различных акторов и неопределенности ситуации в области перераспределения государственных ресурсов, регулирования кризисных и форс-мажорных обстоятельств
· Потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления государственным (корпоративным) имуществом, кадровыми и техническими структурами
· Необходимость придания устойчивости взаимоотношениям участников политического процесса, расширяющего возможности достижения целей большим числом субъектов в различных, но схожих условиях
· Необходимость эффективного управления объектами человеческих притязаний
· Возможность более четкого определения критических, пороговых значений политического процесса, за рамками которого акторы утрачивают возможность управления ситуацией.
Технологии присутствуют в разнообразных процессах, в различные промежутки времени, на различных уровнях организации общества и государства. В зависимости от разнообразных факторов протекания политического процесса одни из технологий могут использоваться неоднократно и независимо от ситуации, другие имеют ситуативную специфику применения. Исходя из этого, можно говорить об универсальных и типических политических технологиях. Политические технологии могут быть функциональными и инструментальными.
Функциональные политические технологии широко распространены, предполагают рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок субъектов управления, и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и направлены на управление и контроль за процессами. Инструментальные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их. В зависимости от области применения различают предметные технологии (например, электоральных техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере, и т.д.). С предметными связаны уровневые технологии, отражающие степень социальной организации предметных областей.
К ним относят:
1. Глобальные, связанные с решением общемировых проблем (охраной природы, поддержанием международной безопасности и т.п.)
2. Континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в каком-либо регионе мира
3. Национально-государственные - характеризуют процесс осуществления власти и государственного управления в масштабах одной страны
4. Корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в отдельной организации
5. Локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.
По продолжительности использования определенных способов деятельности выделяют:
· Стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности акторов
· Тактические, предполагающие реализацию краткосрочных целей
· Циклические, постоянно воспроизводящиеся в структуре деятельности субъекта
· Спорадические, применяемые единовременно.
Учитывая нацеленность технологий на расширение круга субъектов, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач различают:
· Тиражируемые - рассчитанные на повсеместное применение в аналогичных условиях. Они мало зависят от свойств применяющих их акторов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при осуществлении однотипных видов деятельности.
· Уникальные - перечень действий, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в схожих условиях.
Эти технологии применимы только для однократного обеспечения каких-либо целей, или для конкретных акторов. Они значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках перенесения даже в сходные обстоятельства. В зависимости от условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии. Жесткие характеризуются стабильностью параметров приемов и способов деятельности применяемых субъектами. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти (сохранение иерархичности в согласовании правительственных программ, визировании документов и т.п.). Мягкие технологии позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям. Первые можно расценивать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, а вторые — как формирующие, достраивающие политическую систему и систему управления государством до уровня актуальных требований. По степени и характеру регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К ним относятся, например, противоречащие закону или нормам общественной морали «серые» и «черные» технологий. В процессе выборов, например, субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу компромата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д., что может приводить не только к политическим скандалам, но и к политическим кризисам. Близки к рассматриваемым типам технологий также явные и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей. Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, отражают политический режим и сложившуюся систему управления государством. Но они часто имеют только демонстрационный, «показной» характер, ориентируются на коммуницирование с общественным мнением и создание у него образа активной и эффективной власти. При этом практическая связь с реальным процессом выработки государственных решений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе. В этом случае говорят о «популизме» власти или лидеров.
Теневые технологии с практической точки зрения часто являются определяющими процесс применения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизированные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.