Официально - деловой стиль
Книжный стили.
Публицистический стиль
Сфера применения. | Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.(Дедюхина,Косян) |
Основная фунцкия. | |
Жанры | Публицистический стиль представлен множеством жанров: 1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж; 2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире; 3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты; 4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты; 5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.(Дедюхина,Косян) |
Языковые средства: | |
а.Фонетические | |
б.Лексические | 1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы. Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию:мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений. 2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика–вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты:политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др. 3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой:насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка. 4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую,риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д. 5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.). 6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы.Например: Доллар и его лекари. Военныебарыши растут.(Дедюхина,Косян) - этому замечательному материалу явно не хватает примеров - Ю.Д. (Косян) |
в.Морфологические | К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это: 1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента; 2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.; 3) императивные формы глагола: времяперемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризисаи др.; 4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается; 5) причастия на –омый:ведомый, невесомый, влекомый; 6) производные предлоги: :в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.(Дедюхина,Косян) - то же замечание. (Косян) |
г.Синтаксические | Синтаксические признаки К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе: 1) риторические вопросы 2) восклицательные предложения 3) предложения с измененным обратным порядком 4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию В заголовках часто используется специфический языковой прием– "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.(Дедюхина,Косян) |
Научный стиль
Сфера применения | Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.(Косян) |
Основная функция | Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности.Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).(Кожевникова, Маквецян) -то, что выделено красным, надо выносить в средства - лексические, морфологические - Ю.Д Основная функция научного стиля — передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).(Косян) |
Жанры | Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию . Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник(учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчет. Эти жанры относятся кпервичным, то есть созданным автором впервые.К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотонация.(Кожевникова, Маквецян) - отличный материал !!! |
Языковые средства | |
а.Фонетические | Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. Однако научные тексты обычно весьма сложны с лингвистической точки зрения, сильно насыщены новой информацией, и, что важно в данном случае, новыми для слушателей лексическими единицами.Кожевникова,Маквецян) - очень грамотно вышли из сложной ситуации - и сказать нечего , и сказать надо!:)) |
б.Лексические | В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской.Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, в одном. - по - моему, не закончено (Кожевникова, Маквецян) Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.Характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами (о чем шла речь выше). Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе: а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность); б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия(землеустроитель); в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь"(глинистый, песчанистый). (Косян) |
в.Морфологические | Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования.(Кожевникова ,Маквецян) - что призваны делать морфологические средства - понятно, а какие из них это могут?.. |
г.Синтаксические | В числе общих черт синтаксиса научных произведений можно назвать такие, как обобщенно-отвлеченность, безличность выражения, синтаксическая компрессия - все непонятные слова объясняем публично, готовы к этому? - Ю.Д.,стремление к выработке стандартизированных структур, линейность изложения и др. Научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.(Кожевникова,Маквецян) |
Официально - деловой стиль
Сфера применения | Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль, является административно-правовая деятельность. (Петрова Евгения) |
Основная функция | Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения. (Петрова Евгения) |
Жанры | Жанры официально-делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах деятельности, поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная. (Петрова Евгения) - конкретные жанры назовите обязательно - Ю.Д. |
Языковые средства: | ОД стилю, как и научному, чужда эмоционально-экспрессивная окрашенность. Ведь в языковых средствах ОД стиля нет добавочных, дополнительных оценок говорящего (пишущего), которые бы наслаивались на языковые единицы сверх их лексического, номинативного(слово точно знакомо? Можете объяснить, что это значит? - Ю.Д) или грамматического значения. Напротив, отбираемые здесь языковые единицы, как уже говорилось, призваны к тому, чтобы максимально точно, однозначно передать соответствующие понятия, факты. (Петрова Евгения) |
а.Фонетические | |
б.Лексические | Официально-деловая речь обнаруживает тяготение к предельно-обобщенной в семантическом отношении лексике, где устранено все остро-своеобразное, конкретное, неповторимое, а на передний план выдвинуто типичное. Для официального документа важна не живая плоть данного явления, а его "юридическая" сущность. (Петрова Евгения) Конкретны лексические единицы, примеры? - Ю.Д |
в.Морфологические | Словообразовательные и морфологические черты официально-делового стиля неразрывно связаны с общими его признаками: стремление к точности, стандартизированность, неличный и долженствующе-предписующий характер изложения. При назывании лица в ОД стиле употребляются имена существительные, обозначающие лицо по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением, что призвано точно обозначать "роли" участников ситуации. Существительные, обозначающие должности и звания, используются в форме мужского рода и в том случае, когда они относятся к лицам женского пола.(Петрова Евгения) Структурируйте материал, как - то в виде списка : -... -.... -.... удобнее работать будет.. Ю.Д. |
г.Синтаксические | Из синтаксических конструкций, имеющих окраску ОД стиля, отметим словосочетания, включающие сложные отыменные предлоги: в части, по линии, на предмет, во избежание, а также сочетание с предлогом по, выражающим временное значение: по возвращении, по достижении. Простые предложения в ОД стиле часто осложняются однородными членами, число которых может доходить до 8-10 и более, что обусловлено необходимостью исчерпать предмет сообщения. Синтаксису ОД стиля известно "нанизывание родительного падежа", т.е. употребление сложных сочетаний с нескосколькими зависимыми компонентами в форме родительного падежа без предлога. (Петрова Евгения) - То же замечание - Ю.Д. |
Художественный стиль
Сфера применения | |
Основная функция | Выполняет образно - познавательную и идейно- эстетическую функцию (текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи).(Отрошко Кристина) |
Жанры | Все жанры художественной литературы: поэмы, стихотворения, новеллы, эссе, романы, повести, баллады, трагедии, комедии и т.д. (Гиниятуллина Диляра). |
Языковые средства: | Для этого стиля характерно огромное разнообразие языковых средств: употребление слов в переносном значении (метафора, метонимия); фразеологизмы, в том числе разговорные; собственно архаизмы и историзмы; неологизмы - в частности, авторские; языковые и контекстуальные синонимы; антонимы; диалектизмы и т.д. (Маслова Жанна) |
а.Фонетические | |
б.Лексические | В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят: 1)художественные тропы, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. 2)слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. 3)узкоспециальные слова, использующиеся в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.(Отрошко Кристина) |
в.Морфологические | 1) Здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами,что передаёт интенсивность действия,динамичность; 2)Большое количество причастий,прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике; 3)Личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности,неопределенные местоимения- "отдаляют" события и предметы;(Зайцева Маша) |
г.Синтаксические | Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить всё разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.(Зайцева Маша) Авторская пунктуация |
Разговорный стиль
Сфера применения | Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного языка обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях. Большую роль в разговорной речи играет обстановка речевого общения, ситуация, а также невербальные средст-ва коммуникации (жесты, мимика, характер взаимоотношений собеседников и т.д.). (Рываева,Колупаева) |
Основные функции | Цель разговорного стиля-обмен мыслями, общение, передача эмоций и впечатлений. (Колупаева, Рывева) |
Жанры | Различают следующие жанры разговорной речи: монолог, диалог, полилог. Отличительная черта монолога в разговорной речи – его диалогичность, т.е. обращенность к слушателю, который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему в любую минуту. Диалог – основной жанр разговорной речи. Для него характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. В реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекающихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи), а монолог – перебиваться репликами собеседников. Для полилога разговорной речи характерно смешение разных тем (разнотемье), так как нередко каждый из собеседников говорит о своем, "ведет свою партию". В полилоге возможны разные формы взаимодействия говорящих. Например, собеседник может прервать одну тему разговора (оставить своего партнера) и вклиниться в реплики других участников полилога, может вести разговор, участвуя в двух и более темах сразу. (Рываева, Колупаева) |
Языковые средства | |
а.Фонетические | В усной речи большое значение приобретают паузы, выделние голосов тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса. (Рываева, Колупаева) |
б.Лексические | В лексике разговорного стиля часто используются слова, имеюще разговорную окраску, в том чмсле бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничено использование: абстрактной, иноязычного происхождения, терминологической лексики, книжных слов. Подавляющее количество слов- общеупотребительные, нейтральные. (Колупаева, Рываева) |
в. Морфологические | Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с экспрессивностью и оценочностью, широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрение, увеличительности(лапушка, солнышко, холодина, грязища), с окраской разговорности: - к - (ночевка, свечка), -яга - (работяга, деляга) , - ятина- (дохлятина, пошлятина).Образование прилагательных оценочного значения (глазастый,худющий, здоровенный), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, исхудать).Для усиления экспрессии используются удвоения слов (большой-пребольшой), разговорные местоимения и частицы (ну, вот, ведь), притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена). (Рываева, Колупаева) |
г. Синтаксические | Характерые особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в предолжении свободный.Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать), междометием (а он бац о землю), повторением сказуемого (и делать не делает). (Колупаева, Рываева) |