Государство в политической системе

Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки.

Современные представления о гражданском обществе, его структуре. Специфика и перспективы формирования гражданского общества

в современной России.

Гражданское общество: понятие, структура, основные признаки.Под обществом в широком смысле понимается форма объединения людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих между собой.

Государство представляет собой публично-политическую организацию власти в пределах определенной территории, обладающую государственным суверенитетом и выступающую официальным представителем определенных интересов (всего общества, экономически господствующего класса, и т.д.).

Государство и общество соотносятся как часть и целое. Государство — это составляющая часть общества, так как в обществе действуют и негосударственные институты. Однако при этом государство играет особую роль в обществе, поскольку:

— государство представляет собой политическую организацию общества;

— государственная власть распространяется на все общество;

— государство является единственным официальным представителем всего общества;

— государство выражает и защищает интересы всего общества либо определенной его части (класса, правящей элиты, и т.д.).

Таким образом, государство играет главную определяющую роль в обществе. Деятельность государства определяет основные направления развития общества. Сущность, социальная роль государства отражают характер взаимоотношений в обществе, уровень его развития, и т.д.

Одной из важных задач демократического государства является построение гражданского общества, поскольку не всякое общество, представленное гражданами государства, является гражданским.

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова термин «гражданский» имеет четыре основных значения.

Первое значение термина связано с его юридическим толкованием. Гражданский — это значит относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом. В этом значении термин «гражданский» используется как прилагательное к другим юридическим понятиям: «право», «кодекс», «процесс» и т.д.

Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда включают такие отношения, как отношения частной собственности, имущественные и наследственные, семейные и родственные.

Второе и третье значения термина «гражданский» указывают на существующие в обществе различия собственно гражданской жизни и военной, с одной стороны, гражданской жизни и церковной — с другой.

В первом случае термин «гражданский» обозначает штатскую, не военную жизнь людей. Примером тому могут служить понятия «гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок» и др.

Во втором случае этот термин характеризует светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие или одновременно с церковными обрядами. Отсюда выражения «гражданский брак», «гражданская панихида».

Понятие «гражданское общество» восходит и к идее полиса Аристотеля, идеям естественного права. Быть членом общества означало быть гражданином — членом государства и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.

Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений просто не требовалось. Поэтому будет справедливым отметить в трудах Аристотеля определенное разделение государства и гражданского общества [11].

Таким образом, мыслители античного мира и средних веков как бы нащупали в сложном переплетении экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно-организованного общества наличие гражданского общества.

Они предприняли не всегда осознанные, но достаточно успешные попытки «развести» государство и гражданское общество, показали современникам, что кроме государства есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, т.е. гражданское общество.

Постановка вопроса о гражданском обществе содержится также в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п.

Такие понятия, как «государство» и «гражданское общество», противопоставляются и вместе с тем находятся в тесной взаимосвязи. Государство выступает официальным представителем всего общества, определяет основные направления его развития, и т.д., поэтому общество и государство невозможно разделить.

Однако гражданское общество — это сфера неполитических отношений, отражающая определенную независимость общества от государства.

Основными признаками гражданского общества являются:

а) свобода;

б) открытость;

в) плюрализм;

г) правовой характер;

д) самоуправляемость и саморазвитие.

Свободаобеспечивается в полной мере, когда:

· индивид независим от государства (не находится под его тотальным контролем);

· индивид является собственником (то есть обладает средствами, необходимыми для достойного существования);

· человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

· человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

· человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

· права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государствам;

· существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты (например суды и др.).

Открытостьобщества подразумевает наличие:

· информационной свободы (отсутствие государственной монополии на информацию, свободный обмен информацией как внутри общества, так и между обществами различных стран);

· свободы мысли и слова;

· свободы образования и воспитания;

· свободы перемещения внутри страны;

· свободы въезда в страну и выезда за её пределы.

Плюрализмгражданского общества характеризуется:

· наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп, имеющих собственные (порой различающиеся) интересы;

· наличием политических сил, выражающих данные интересы;

· свободной конкуренцией различных политических сил в борьбе за отстаивание представленных интересов и за обладание государственной властью;

· развитостью, структурированностью политической системы;

· стабильностью политической системы;

· достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей;

· отсутствием обязательной государственной идеологии;

· наличием в обществе различных точек зрения, свободой их выражения, идеологическим многообразием.

Правовым характером общество обладает там, где имеет место правовое государство, то есть государство, основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов.

Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический культурно-нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

Современные представления о гражданском обществе, его структуре. Гражданское общество — это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов.

Во-вторых, это комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Большинство политологов и социологов придерживаются широкого толковании гражданского общества, справедливо полагая, что оно включает социально-политические отношения и как их элемент — политические группы.

В-третьих, это совокупность негосударственных отношений в обществе. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества.

Наконец, это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Все эти элементы. гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

В современной политической науке гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур.

Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, то и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т. д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий в себя религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей.

Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, Церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.

Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т. д. Если посмотреть на современное гражданское общество в промышленно развитых странах мира, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность.

Отличительной чертой гражданского общества является культурный и политический плюрализм. Оно жизнеспособно тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, внутренне свободны и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитое самосознание, способность к объективному самоотчету.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему вне политических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных; культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества.

В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества.

Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития.

Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью.

Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика.

Основные функции гражданского общества заключаются в следующем:

во-первых, это социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;

во-вторых, самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;

в-третьих, интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;

в-четвертых, создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;

в-пятых, стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране.

Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы.

А опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует, что возможно его развитие без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм.

С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества.

Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу.

В рамках этатизма различаются два варианта регулирующего воздействия государства на общество — авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, но это — крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма.

Противоположность авторитарному варианту составляет демократический государственный режим. Это такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

Специфика и перспектива формирования гражданского общества в современной России.Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности.

В стране, особенно в её центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековые, органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции.

В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Единственным основанием, соединяющим общество, пронизывающим все его сферы, оказались государственные структуры.

Из мировой практики известны следующие основные направления формирования гражданского общества:

• становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения;

• создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как. основе гражданского общества;

• подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства;

• разгосударствление собственности в самых разных формах и образование различных равноправных экономических субъектов;

• достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни. Без последнего, по прогнозам ученых, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

Начавшиеся с 1985 г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса.

Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля.

В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрения творческой инициативы обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес.

На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего, это - устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества.

Психологический дискомфорт порождают в первую очередь такие ценности, как частная собственность, экономическая и социальная дифференциация, конкуренция, рынок. Вследствие ошибок и просчетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено.

Таким образом, процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

Контрольные вопросы по теме

1. Как соотносятся понятия «государство» и «общество»? Что такое гражданское общество в понимании известных мыслителей и в современном понимании?

2. Что является обязательным условием и важнейшими предпосылками возникновения гражданского общества?

3. Раскройте основные характеристики (признаки) гражданского общества.

4. Какова структура гражданского общества?

5. Назовите основные функции гражданского общества.

6. Каковы две основные модели взаимодействия государства и гражданского общества?

8. В чём специфика формирования гражданского общества в России?

Литература:

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. - М., 1984.

2. Гоббс Т. Соч. В 2-х т. - М., 1964.

3. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Манов. - М., 1991.

4. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. 1998. № 4.

5. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1991. № 5.

6. Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

7. Монтескье Ш.-Л. О духе законов // Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. - М., 1955.

8. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2005.

Наши рекомендации