Томас Кук и его роль в развитии организованного массового туризма. Основные направления деятельности Т. Кука
Начало современного туризма в литературе принято датировать 5 июля 1841 годом. Именно в этот год Томас Кук организовал первую коллективную поездку на поезде для активистов Общества трезвости из Лейстера в Лафборо.
Томас Кук (22.10.1808 — 18.07.1892) — выходец из бедной английской семьи. В феврале 1826 г. по достижению семнадцати лет Томас Кук стал членом баптистской общины города Лафборо. За 1829 г. с миссионерскими проповедями он совершил путешествие длиной около 2700 миль, из них более двух третей — пешком.
В 1830 г. он занялся плотницким делом и арендовал небольшую столярную мастерскую в соседнем городке Харбери. Несмотря на хлопоты и занятость в столярной мастерской, Кук продолжал проповедничество среди местного населения. Проблема злоупотребления спиртным была актуальна, пили в те времена повсеместно.
Социальные проблемы в Англии в этот период практически не отличались от тех, которые встречались во многих европейских странах. Также остро стояли вопросы организации досуга работающих и искоренения пагубных привычек. Промышленный переворот, произошедший в Англии и позднее охвативший большинство стран Европы, способствовал появлению нового слоя людей - промышленных рабочих, условия жизни которых были крайне тяжелыми. Работа на фабриках требовала кардинального изменения образа жизни по сравнению с аграрным и даже ремесленным трудом. Меняющиеся темпы жизни, тяжелый физический труд, высокие психологические нагрузки, которые рабочие испытывают в условиях интенсивного производства, приводили к массовым нервным срывам и к пьянству, в частности.
Постепенное сокращение рабочего времени не выполняло своей рекреационной функции полностью, т.к. этому мешали укоренившиеся социальные пороки того времени. В частности, Уокер отмечает, что «в те дни, когда горожане черпали воду для питья прямо из реки, когда в молоке было полно всякой заразы, а шипучие напитки еще не были изобретены, алкоголь был повседневной реалией жизни, а вовсе не исключением. К нему приучали с детского возраста, добавляя в воду пиво. Взрослые, даже женщины, пили спиртное галлонами. Например, камеристкам Елизаветы 1 разрешалось выпивать за завтраком по два галлона эля. Повальное пьянство было нормой».
Английское общество чрезвычайно внимательно следило за развитием Французской революции и довольно болезненно реагировало на нее. В обществе циркулировали различные идеи об улучшении участи низших классов, в частности, организация, где служил Томас Кук, боролась с алкоголизмом посредством внесения в массовый быт элементов культурного досуга. Усилия разнообразных английских филантропических организаций и сообществ зачастую встречали своих клиентов на полпути, те, в свою очередь, воодушевленные религиозными и светскими проповедями о пользе самоусовершенствования, тянулись к образованию и культуре как средству, дающему шанс им и их детям выкарабкаться из нищеты и социального дна. Таким образом, борьба за трезвый образ жизни становится в это время одной из насущных задач, и за ее решение берутся благотворительные организации, священники.
Кук как хозяин мастерской сталкивался с проблемой пьянства рабочих воочию, и он обратился к теме борьбы с «зеленым змием». В 1836 г. Томаса Кука избрали секретарем «Общества по Улучшению Общественных Нравов (Общества трезвенников)» г. город Лейстер Leicester.
В 1840 г. была открыта Мидлендская железная дорога, прошедшая через Лейстер. В отличие от более позднего периода, в 1840-1850-х годах в Англии (и других промышленно развитых странах) насчитывались десятки небольших частных компаний, каждая из которых специализировались на каком-то одном направлении, чаще только на небольшом его отрезке. Основу бизнеса составляли грузовые перевозки, пассажирские считались невыгодными, их удельный вес был сравнительно невелик. Комфортабельными их можно назвать только с большой натяжкой, ибо стандартный пассажирский вагон напоминал автобус без крыши.
Узнав о состоявшемся открытии железнодорожного сообщения, Томас Кук решил расширить пропаганду трезвого образа. Кук обратился в правление железной дороги и, будучи человеком, известным в округе, получил кредит на это необычное, по тем временам, мероприятие. Более того, в качестве эксперимента владелец дороги согласился снизить цену на поездку на две трети.
Путешествие было не слишком далеким – всего одиннадцать миль. Но у большинства людей еще не было опыта езды на этом новом виде транспорта, его побаивались, вдвойне, ибо составы тогда нередко сходили с рельс. В данном случае Куку помогли профессиональные связи, он неутомимо разъезжал по всем филиалам Общества в округе, прося уездных представителей провести пропагандистскую кампанию в пользу своего начинания; он также дал объявление в газету.
Кук успешно договорился о культурной программе и питании участников массового мероприятия в Лафборо Loughborough, напечатал и распространил рекламные плакаты и пригласительные билеты. Все мероприятия по подготовке поездки заняли около двух недель. Важно отметить два принципа: тщательную подготовку мероприятия, вплоть до мелочей, и мощную рекламную кампанию, проведенную до начала поездки, которая позволила собрать внушительное количество участников.
Успех превзошел все ожидания, для экскурсии в Лейстер на вокзал пришло две тысячи человек! 5 июля 1841 г. общество «друзей трезвости» в составе 570 участников из Лейстера на девяти открытых вагонах (третьего класса) железной дороги совершили поездку в соседний город. На вокзале в Лафборо «друзья трезвости» составили многочисленную демонстрацию с флагами, баннерами, духовым оркестром, проследовали в городской парк. Там состоялся трехчасовой митинг с обсуждением полезности борьбы с пьянством, а также легкое питание и закуски, музыка и танцы, игра в крикет.
В Лейстер поезд вернулся поздним вечером — вся площадь перед вокзалом была заполнена местными горожанами, приветствовавшими борцов с «зеленым змием». Именно так Томас Кук организовал и возглавил первую железнодорожную экскурсию в истории Англии и человечества.
Перевозка имела особенности. Во-первых — она была плановой, во-вторых — все до единого ехали туда и обратно. А это — уже экономика и загрузка дороги, доход перевозчика. Кук договорился с управлением железных дорог о введении такого льготного тарифа, сформировал пакет услуг, в который включил билет на проезд по железной дороге — одиннадцать миль туда и обратно и половинный тариф (скидку) для детей. Это сделало экскурсию доступной для бедных семей. До этого исторического дня билет для проезда по железнодорожной дороге на то же расстояние стоил ровно столько, сколько на дилижанс, т.е. дорого, а «куковский» экскурсионный билет стоил одну треть от стандартного. Весь «турпакет» обошелся в смешную сумму – по шиллингу с носа.
Далее была организована поездка школьников из Лестера в Дерби, в которой приняли участие около 3 тыс. учеников воскресных школ. Отдав много сил на борьбу с пьянством, Томас Кук решил расширить ареал своей деятельности и стал бороться с курением. Осенью 1841 г. он переехал на жительство в Лейстер и с семьей открыл гостиницу, где хозяйкой стала его жена.
Популярность туристского агентства добропорядочного преподобного Кука постоянно возрастала, количество клиентов увеличивалось. Успех в использовании железных дорог для массовой перевозки экскурсантов привлек внимание владельцев дороги, и управление железных дорог заключило контракт с Куком на «регулярную поставку пассажиров». Он, пропагандируя свои экскурсии и туры, осуществил рекламу железных дорог и придумал слоган «Железные дороги — для миллионов!».
Железные дороги заинтересованы в массовом клиенте и за поставку групп пассажиров стали предоставлять Куку существенные скидки в цене перевозки именно для туристских групп. Эти скидки минимизировали расходы на транспорт и позволяли организовывать развлекательные поездки и для людей с самыми ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были не сотни, а тысячи. С тех пор стали формироваться принципы агентской работы и при больших туристских потоках агентский процент всегда понижался. Так, если на не больших группах агентский процент достигал 10–12, то на массовых потоках он составлял до 2–3.
В середине XIX в. сформировались новые правовые нормы отношений работодателей и работников, английские профсоюзы впервые добились беспрецедентной до сих пор меры — рабочие начали получать ежегодные оплачиваемые отпуска. Люди попросту не знали, чем занять себя в свободное время, а тут такой подарок — дешевое путешествие в приятной компании. Однако традиций проведения свободного времени – отпуска — в обществе не было. Возникла потребность досуга и развлечения. Предложение Кука заняться туризмом в свободное время в отпуске было своевременным. К тому же бизнес возобладал над трезвостью и курением. В летний сезон 1845 года Томас Кук организовал первый развлекательный тур — без каких-либо проповедей и воздержаний. Поездка была осуществлена на специальном заказном поезде из Лейстера в Ливерпуль и обратно, при этом были использованы вагоны первого класса.
Работая над созданием тура для 700 состоятельных туристов, Томас Кук был вынужден решать много новых и сложных задач. Ему пришлось заключить договоры с владельцами многих гостиниц. Он лично проехал весь маршрут, осмотрел все гостиницы и рестораны, в которых планировал предоставление туристских услуг, и выбирал лучшие. Кроме неукоснительной обязательности предоставления забронированных размещения и питания, он договаривался о качестве обслуживания. Учитывая опыт работы с железной дорогой, Куку удалось получить у хозяев гостиниц и ресторанов скидки за плановость и одновременное размещение групп туристов. Это стало важной вехой в становлении практики групповых скидок за туристское обслуживание.
Осматривая гостиницы и рестораны, Кук всегда брал на заметку свои впечатления и данные и впоследствии стал выпускать путеводители. Уже для своего первого путешествия — впрочем, как и для всех последующих — Кук издал небольшой путеводитель «Руководство к поездке в Ливерпуль» с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Позднее, будучи издателем, он понял, что для каждого путешествия необходима информация и путеводитель и активно издавал таковые. В 1854 году им был издан первый справочник по гостиницам, включавший около восьми тысяч наименований в различных городах и странах.
В 1846 г. Кук отправился в Шотландию, чтобы разработать маршрут для любителей творчества Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Чтение во всех слоях общества почиталось достойным и престижным делом, и многие из туристов, рабочие, фермеры, чиновники, их жены и дочери уже приобщились к романтическим описаниям природы в поэзии Байрона и Шелли, к еще недавно модному сентиментализму, в эстетике которого воспевание нетронутой человеком природы играло немалую роль, кое-кто читал записки Grand-туристов, в которых воспевалась красота Альп.
С подачи Вальтера Скота и его подражателей шотландские замки ассоциировались с историческими приключениями и интригами. Произведения их были национальными бестселлерами, их читала и цитировала вся Англия. Расчет Кука был безошибочный: фанатичный читатель обязательно захочет «потрогать руками» волшебный мир любимых произведений. Кук стал первым, кто это понял и претворил в жизнь одну из самых кассовых идей будущего туристского бизнеса. Не говоря уже о том, что в Шотландии большинство английских экскурсантов впервые в жизни видели горы, причем в их первозданной красоте.
После издания путеводителя по Шотландии Кук в первом же поезде отвез туда туристскую группу численностью 350 человек. Правда, с финансовой точки зрения эта поездка не окупилась.
Кук же первым понял перспективы и событийного туризма. В 1847 г., огромное судно Great Britain (крупнейшее в мире на то время) было выкинуто на скалы Ирландии близ берега в заливе Дундрум, Кук немедленно организовал туда толпы жаждущих увидеть этот необычный объект и чудовищных размеров судно.
Затем он становится экскурсионным агентом в Лейстере и открывает в 1851 году бюро путешествий "Томас Кук и сын".
В 1851 году в Лондоне открылась грандиозная торгово-промышленная выставка – Great Exhibition, – прецедента которой в мире еще не было. Для этого в британской столице возвели также беспрецедентный Хрустальный дворец под огромным стеклянным куполом. Вся Англия была наслышана об этом чуде света, и случилось так, что его творец – архитектор Джозеф Пакстон – оказался страстным путешественником и горячим поклонником Томаса Кука. Он-то и посоветовал первому туроператору организовать массовые поездки всех желающих (особенно семей рабочих) на лондонскую выставку.
Кук подхватил эту идею, и летние месяцы 1851 года провел за организацией «выставочных туров», почти не ночуя дома. Благодаря его стараниям выставку посетило в общей сложности более 165 тысяч человек, из них 3 тысячи школьников. К детским экскурсиям у Кука было особое отношение. Все путешествие было продумано до мелочей. На станции прибытия детей и учителей встречал транспорт (омнибусы, фургоны и кебы), доставлявший их на выставку и ждавший весь день. Далее детей отвозили на вокзал.
Этот тур не был очень выгодным, но служил имиджу и продвигал его имя. Для того чтобы сохранить скидки, полученные на железнодорожную перевозку, Кук должен был сохранять большой объем пассажиропотока. Кук организовал клубы, состоя членами которых, рабочие – потенциальные туристы, могли вносить еженедельно небольшие суммы за последующее участие в туристских поездках выходного дня. Полученные оборотные средства позволяли Куку производить массовую предоплату, в обмен на которую владельцы железных дорог и гостиниц охотно шли на значительные скидки. Для членов Ranclagh Club предлагался небольшой турпакет услуг – размещение по типу Bed & Breakfast (BB), т.е. кровать и скромный завтрак за два шиллинга, и плата за проезд туда и обратно пять шиллингов.
Данное мероприятие получило широкую информационную поддержку в недавно созданном Куком журнале «Экскурсант».
Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра. Рабочим это будет интересно, считал Кук. Первым откликнулся герцог Ратлендширский, предоставив для туристов свой загородный замок.
Примерно в то же время он начал возить англичан летом к морю, и с его подачи эти поездки стали одним из самым популярных видов отдыха среди фабричного люда.
В этих турах были опробованы очередные ноу-хау для нарождавшегося турбизнеса – дисконтные железнодорожные билеты в оба конца (round trip) и гостиничные купоны-ваучеры. С конца 1840-х агентство, по соглашению с рядом ж/д компаний, стало наряду с экскурсиями продавать скидочные талоны-vouchers на отрезки пути, не покрывающие конкретные маршруты; таким образом, турист мог пропустить не интересующую его или ее часть экскурсии, сделать крюк по своему усмотрению и впоследствии присоединиться к туру. Заключая договоры с гостиницами, агентство постепенно расширило бизнес, продавая скидочные гостиничные талоны всем желающим, вне связи с турами и экскурсиями. Имярек приходил в одну из контор Кука и покупал такие талоны на любую сумму, в любом месте, куда он собирался поехать по делам или на отдых.
Туристская поездка в Париж в 1855 в связи с Всемирной выставкой, была первым заграничным маршрутом Томаса Кука. Всемирные выставки XIX века можно назвать «цивилизационными Олимпиадами», на которых государства, представляли самые-самые свои достижения, с тем различием, что сегодняшний ажиотаж по поводу Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу не идет ни в какое сравнение с возбуждением, которое вызывали проводившиеся раз в четыре года выставки. Правда, поначалу Кука ждал неприятный сюрприз – судоходные компании, контролировавшие сообщение между Дувром и Кале (кратчайший путь через Ла-Манш), отказались давать ему скидки. Но он быстро нашел альтернативу – доставлять путешественников кружным путем. А именно морем из Харвича в Антверпен (Бельгия), далее – в Брюссель (Бельгия, столица), затем речной круиз по Рейну до Страсбурга с остановками в Кельне, Гейдельберге и Баден-Бадене, а оттуда поездом в Париж. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп. Это было долгое путешествие, но зато оно предоставляло соблазнительную возможность за один раз объездить пол-Европы!
В организации беспрецедентного тура Томас Кук превзошел сам себя. Исколесив континент, он лично договаривался с владельцами гостиниц и транспортных компаний, с банками и паспортными и таможенными службами разных стран. Но и успех его ждал поистине международный. Сам французский император Наполеон III лично выразил англичанину Томасу Куку благодарность за «наведение культурных мостов» между двумя странами.
Для зарубежных поездок Кук ввел предшественники современных дорожных чеков – «циркулярные чеки», позволявшие путешественникам получать местную валюту в банках зарубежных стран по гарантийным письмам компании Thomas Cook. Эти чеки были отлично задуманы и состояли из двух частей. Если пропадала одна из них, то вор не мог воспользоваться ею, так как они были именными и для получения денег в банке требовалась не только подпись, но и вторая часть чека, которую путешественнику следовало держать отдельно от первой. Дорожные чеки Кука существуют и активно используются туристами в наши дни. Практически все банки мира принимают дорожные чеки Кука.
В 1856 г Кук начал организацию регулярных туристских поездок в Египет. Открытие Суэцкого канала в 1869 г. стало поворотным пунктом в развитии туризма в этом регионе. Оно само было превращено в шоу для туристов. Каждый корабль встречался салютом, для торжеств была заказана опера Верди - так появилась Аида, и сразу за официальными кораблями (с делегациями государств), прошел корабль с туристами Кука. Во второй половине XIX века туристские потоки в Египет стали заметно увеличиваться. Египет стал модным курортом, особенно в зимний период с середины ноября до ранней весны. В период с 1882 до 1914 г. Египет номинально все еще входил в состав Оттоманской империи, но фактически был британским протекторатом.
В 1880 г. Томас Кук получил от вице-короля исключительные права на организацию пассажирских перевозок и круизов по Нилу. После этого подавляющее большинство путешествий и туров по Египту было организовано агентством Кука. Наряду с посещением наиболее известных в мире достопримечательностей, таких, как пирамида Хеопса и Сфинкс это давало доступ туристам к богатейшему историческому наследию Верхнего Египта.
В течение сезона 1880–81 гг. агентство Кука предлагало туры из Лондона в Египет, стоимость которых составляла £81 и £119 фунтов в зависимости от маршрута, пароходной компании и пассажирского класса. Тур включал проезд по железной дороге и билеты на пароходы, 15 ночевок в Европе, 12 и 10 ночевок в Египте, расходы на доставку багажа, расходы по найму ослов и проводников в сафари, «бакшиш» всем, кому положено, и полное обслуживание в речном круизе по Нилу, кроме спиртных напитков.
Следующими туристическими направлениями стали Швейцария и Италия. В 1860 г. фирма открыла свои филиалы в Неаполе и Палермо. Туристский маршрут в Италию, включающий посещение Неаполя, Везувия, Помпеи, Сорренто и Капри, пользовался большим успехом.
В 1863 г. был организован регулярный тур в Швейцарию. В то время Швейцарии была очень бедная, аграрная, всего с одним большим городом, Женевой, страна, в которой царили патриархальные и пуританские нравы. Бедные швейцарцы не могли поверить своему счастью, когда Кук привез сюда свою первую партию туристов, заполнившую почти все существовавшие на тот момент гостиницы! Но, с подачи литературы, – Альпы, покрытые вечным снегом скалы, горные долины с пасущимися стадами, словно сошедшие со страниц чувствительных романов, – все производило на англичан такое огромное впечатление, что, немалое число туристов предпочитало швейцарские пейзажи соблазнам Парижа и древностям Рима! Дабы удовлетворить потребности куковских туристов в жилье и еде, швейцарцы начали очень быстро строить гостиницы, рестораны, прокладывать дороги; с этого бума ведут свою родословную все знаменитые сегодня швейцарские гостиницы, шале и многие магазины, торгующие предметами роскоши, в ту пору всего лишь сувенирные лавки.
В 1865 г. Кук открыл для британцев Новый Свет, а для новых американцев – страну их исторического проживания. Кук с сыном и с первой группой английских туристов посетили США. Туристы посетили много городов и уникальных объектов – они побывали в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Чикаго, посмотрели Ниагарский водопад и Мамонтовы пещеры в штате Кентукки, побывали на полях сражений. Группа преодолела 10500 миль за девять недель путешествия.
Немедленно было открыто американское отделение туристского агентства Кука, которое возглавил его сын Джон Мейсон Кук. Появился устойчивый обратный поток путешественников из США в Англию, причем именно с туристскими целями. Кук быстро понял перспективу и организовал на крупных морских лайнерах ностальгические туры в Великобританию из США.
Агентство «Томас Кук и сын» оказывало американским туристам широкий спектр туристских услуг, в том числе услуг, связанных с посещением Святой Земли. Первым в 1867 году отправился в морскую туристскую поездку к Святой земле пароход «Quaker City» "Квакер сити". Она продолжалась пять месяцев. Одним из первых клиентов Кука на этом рейсе был Марк Твен, который описал свое путешествие в повести — «Простаки за границей». По дороге туристы посетили Францию, Италию, Грецию, Турцию, Египет и Россию (Крым, где даже посетили с экскурсией царский дворец, экскурсоводом был сам Александр 2).
В декабре 1868 года туристское агентство «Томас Кук и сын» предоставило и англичанам возможность совершить паломничество на Святую землю. В основу был положен маршрут паломничества, известный более тысячи лет, однако, с улучшенными условиями. Паломнический тур из долгого трудного и небезопасного путешествия, для определенной части состоятельных людей, превратился в легкое развлекательное путешествие, а сами паломники стали туристами.
Первый тур более напоминал мощную экспедицию — 60 туристов пересекали пустыню с внушительным караваном: 65 верховых лошадей везли туристов, 87 вьючных лошадей вместе с огромным количеством мулов и ослов были нагружены всем необходимым, пилигримов сопровождали 77 сотрудников фирмы, среди которых были вооруженные карабинами охранники со сторожевыми собаками. Туристы хорошо питались, в состав прислуги были взяты повара, которые готовили настоящий викторианский завтрак, а обед состоял из семи блюд.
Агентство вошло в контакт с шейхами вдоль маршрута и предложило им контракт на обеспечение безопасности туристов. Шейхи охотно брали дармовые деньги, благо делать ничего было не нужно, ведь дорожным разбоем они-то и занимались. (Поддерживая романтический образ «таинственного и опасного Востока», туристов в эти тонкости не посвящали, напротив, к радости и шейхов и пораженных экзотикой туристов разодетых в диковинные племенные одежды кочевников нанимали в декоративную конную охрану!).
Состоятельные паломники пришли в восторг от такого обслуживания по высшему разряду. Информация о путешествии быстро прошла по страницам газет всех европейских столиц. Представители королевской знати стали обращаться в агентство Кука с просьбами об организации для них аналогичных паломнических туров. В числе туристов оказались король Сербии, видные члены русской царской фамилии. Принц Уэльский отправил в паломничество на Святую землю своих сыновей. Характерно, что, будучи баптистом по вероисповеданию, Томас Кук не делал различия для туристов по принадлежности к христианским и иным конфессиям, в туры следовали католики, протестанты, православные.
Следующим направлением была Индия. Премьер-министр Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии, которую так успешно выстраивал Томас Кук, мощный политический инструмент. С целью связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов — в Англию. Расчет был верный, и открытый в Индии офис Кука пользовался популярностью.
В 1878 г. были организованы паломнические туры из Индии в Мекку для мусульман.
Вершиной же карьеры Томаса Кука стал организованный им первый кругосветный маршрут. Путешествие началось в сентябре 1872 года и длилось 222 дня. 63-летний глава агентства лично сопровождал небольшую «тургруппу» в 20 человек избранных, заплативших за это удовольствие по 200 гиней (183 фунта 18 шиллингов) – немалую по тем временам сумму. Путешественники пересекли на пароходе Атлантику, далее на поезде проехали все Соединенные Штаты от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а оттуда на колесном пароходе приплыли к берегам Японии. Затем Китай, Сингапур, Цейлон, Индия, из Бомбея морем через Суэцкий канал в Каир, а оттуда – в Лондон.
В 1879 году основатель фирмы Thomas Cook & Son ушел на покой, оставив дело сыну. Джон Мейсон Кук, отличный предприниматель, прочно усвоил все заповеди отца, активно продолжил дело. К 1888 офисы Кука были созданы практически во всех странах, в том числе и в России. В 1890 компания продала более 3.25 миллионов путевок. Джон Мейсон Кук скончался в 1899, оставив после себя имущество стоимостью более 660 тыс. фунтов стерлингов.
В отличие от господствующей тогда концепции вертикального картеля, т.е. грубо говоря, держания в одних руках всех компонентов, связанных с товаром, от добычи сырья до инфраструктуры продажи конечного продукта, Куки не стремились приобретать пароходства, железные дороги и гостиницы; они ограничивались сферой обслуживания, вследствие чего не только избежали катастрофических потерь в политических пертурбациях XIX столетия, но могли быстро уходить из беспокойных мест в мире и так же быстро возвращаться в них после окончания войн и заварух. Сделав туризм массовым досугом, они приобрели огромное влияние в различных сферах жизнедеятельности. И так как бизнес вошел в большую силу, владельцы железных дорог, гостиниц, ресторанов, увеселительных заведений охотно шли ему навстречу, а на тех, кто упирался, могущественное агентство могло оказать давление.
Потомки Кука владели фирмой вплоть до конца 1928 года, когда оно было продано компании Compagnie Internationale des Wagons-Lits, и агентством, сохранив его название Thomas Cook & Son, стала управлять ассоциация директоров. Затем компанию несколько раз перепродавали, национализировали и приватизировали, сейчас ее главным акционером являются германские компании. Постепенно туристский бизнес компании разрастался и занял сегодня одно из лидирующих мест в мире. На рубеже третьего тысячелетия туристская империя «Томас Кук» насчитывала 12000 туристских агентств во всех странах мира, которые обслуживают 20 млн. туристов.
Кук успешно продавал туры и в Россию, однако с приходом большевиков, после конфискации имущества железнодорожных перевозчиков, в том числе более тысячи вагонов люкс фирмы Wagon Lit, все ведущие туристские фирмы мира, в том числе и Thomas Cook, прекратили все отношения с СССР на долгие годы. Лишь в 70-х годах лед недоверия был сломлен и к 2000 г. в России появились два агентства Томаса Кука.