Рассмотрение дела об административном правонарушении
Согласно действующему законодательству дела об административных правонарушениях рассматриваются:
1) административными комиссиями при районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских администрациях;
2) главами поселковых, сельских администраций;
3) районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних;
4) районными, городскими, районными в городах комиссиями по борьбе с пьянством;
5) районными судами (судьями) и мировыми судьями;
6) органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами.
По характеру компетенции выделяются специальные органы административной юрисдикции — административные комиссии. Главное их назначение — рассмотрение дел об административных правонарушениях. Все другие органы (внутренних дел, госинспекции, военные комиссариаты и т. д.) осуществляют юрисдикционную деятельность наряду с другими функциями: координацией, надзором и т. д. Рассмотрение дел об административных нарушениях не составляет главного содержания их работы.
Важно знать, что большое значение проблема подведомственности имеет на стадии рассмотрения дел. Поэтому законодатель уделяет ей много внимания: видовой подведомственности посвящена вся глава 16 КоАП РСФСР, которая так и называется «Подведомственность дел об административных правонарушениях» и в которой сейчас более 40 статей.
Не стоит забывать, что важно определить, где, а значит, какой конкретный орган данного вида должен рассматривать конкретное дело (ст. 256 КоАП РСФСР). Отметим, что территориальная подведомственность зависит от предметной и определяется чаще всего местом совершения нарушения.
Из этого общего правила имеется ряд исключений. В первую очередь, дела, подведомственные административным комиссиям и комиссиям по делам несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства деликвента. Во-вторых, дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движения могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и по месту совершения проступка.
Стадия рассмотрения дела — главная в производстве по делам об административных нарушениях. Здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает наличие нарушения, наличие вины деликвента и определяет меру взыскания.
Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно будет составленный компетентным должностным лицом (представителем общественной организации) и надлежащим образом оформленный протокол о нарушении. Таким основанием может быть и постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Статья 255 КоАП РСФСР закрепляет правила подготовки к рассмотрению дела. Орган, рассматривающий дела, обязан проверять качество протоколов и не должен принимать к своему производству протоколы, составленные с нарушением требований закона. В таких случаях материалы должны быть возвращены для дополнительного производства. В ст. 360 ТК РШ сказано: «Должностное лицо таможенного органа... получив для рассмотрения дело... возвращает это дело для дополнительного производства в случаях неполноты производства, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, или наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу».
Сразу же следует выяснить, компетентен ли орган рассматривать данное дело, не нарушены ли правила о подведомственности при направлении материала на рассмотрение.
Не стоит забывать, что важным моментом подготовки дела к слушанию будет вызов нарушителя, свидетелей и иных лиц, показания которых необходимы для правильного разрешения дела. Потерпевший, если он имеется, может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля. В случае необходимости органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело, может быть назначен переводчик, который обязан явиться по вызову.
Обычно вопрос о вызове свидетелей и иных лиц решается по усмотрению субъекта административной юрисдикции. Вызов лица, привлекаемого к административной ответственности, регламентируется особо, поскольку это одно из проявлений права на защиту. По общему правилу дело рассматривается в его присутствии. Заочное рассмотрение возможно исключительно в случаях, когда имеются данные, что деликвент извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела (ст. 247 КоАП РСФСР). Несомненно, что разбирательство дела в присутствии гражданина, уполномоченного представителя организации оказывает большее воспитательное воздействие, чем заочное. Исключая выше сказанное, заочное разбирательство не позволяет всесторонне и тщательно исследовать обстоятельства, мотивы совершения правонарушения, что может привести к принятию неправильного постановления.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 247 КоАП РСФСР, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено исключительно в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не будет обязательным условием рассмотрения такого дела, однако необходимо надлежащее извещение лица о времени и месте рассмотрения дела.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. \23 Конституции Российской Федерации принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, обязанность доказать законность применения административного взыскания, в т.ч. и соблюдение установленного законом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, в случае рассмотрения в суде жалобы гражданина на постановление по делу об административном правонарушении лежит не на гражданине, как ошибочно посчитал суд, а на органе (должностном лице), вынесшем обжалуемое постановление.
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, присутствие гражданина, привлекаемого к ответственности, при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматриваются дела о мелком хищении, мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др. В случае уклонения от явки лица, привлекаемого к административной ответственности за такие проступки по вызову органа внутренних дел и судьи, оно может быть подвергнуто приводу (ст. 247 КоАП РСФСР).
Заочное рассмотрение дел о нарушении таможенных правил возможно исключительно в случаях, когда существуют такие уважительные обстоятельства:
• имеются данные, что лицо извещено о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела;
• имеются данные о том, что лицо находится вне пределов России;
• лицо, могущее быть привлеченным к ответственности, не установлено;
• нарушение совершено при пересылке товаров в международных отправлениях.
В рассмотрении дела могут участвовать и другие заинтересованные лица. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних извещают прокурора о дне своих заседаний; в разбирательстве дела могут участвовать адвокаты, представители общественных организаций.
Законодательством установлен общий 15-дневный срок рассмотрения дела и вынесения постановления по нему со дня получения протокола об административном нарушении и других материалов. При этом некоторые категории дел должны быть рассмотрены в сокращенные сроки: например, о мелком хулиганстве, злостном неповиновении — в течение суток. А дело о нарушении таможенных правил организацией должно быть рассмотрено в месячный срок.
Дела об административных нарушениях рассматриваются открыто. Слушание начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий коллегиального органа или должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет участникам производства их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном нарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае если в рассмотрении дела участвует прокурор, заслушивается его заключение.
На этой стадии лицо, привлекаемое к административной ответственности, наделяется рядом прав, служащих гарантией законного и обоснованного решения дела. В частности, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, установив личность нарушителя, должен разъяснить ему права на ознакомление с представленными материалами, истребование новых доказательств или проведение дополнительной проверки обстоятельств нарушения, вызов свидетелей. По заявленному ходатайству орган обязан вынести свое решение о его удовлетворении или отклонении. Граждане, представители коллективных субъектов имеют право давать объяснения по существу, приводить дополнительные доказательства и т. д.
В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценка фактической ситуации (деяния), квалификация содеянного, принятие постановления. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикции определяет характер совершенного деяния, степень виновности деликвента, оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истина по делу устанавливается на основании представленных материалов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.
На этом этапе крайне важно установить: был ли совершен проступок и правильно ли квалифицирован, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также каковы отягчающие и смягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие нарушению; имеются ли основания для применения альтернатив административной ответственности.
Подведение итога всей предшествующей работы — принятие постановления. В нем дается окончательная юридическая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяется вид и мера воздействия. Учитывая зависимость от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу:
• о наложении административного взыскания;
• о прекращении дела производством.
Постановление по делу по общему правилу представляет собой административный акт, обязательный как для нарушителя, так и для любых организаций, которые должны его исполнять. Важно понимать - оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом сведения: наименование субъекта власти, принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущность нарушения; указание на норму права, предусматривающую ответственность за данное деяние; характер решения (вид и размеры взыскания и др.). В этом документе должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление подписывается должностным лицом, рассмотревшим дело, а постановление коллегиального органа — председательствующим и секретарем.
В случаях, предусмотренных законодательством, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом.
На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются такие действия: о принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий нарушений.
По закону постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций, которым оно адресовано. Стоит заметить, что оно будет немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего, прокурора ему тоже должна быть выдана такая копия.