Урок: Перестройка социализма
Картина мира: | Основные понятия: ускорение социально-экономического развития, перестройка, гласность, новое политическое мышление, демократы, коммунисты, национал-патриоты. Создание общего представления о целях, путях проведения реформ, их результатах в 1985-1989годах. |
Историческое мышление | Умение сопоставлять цели и результаты проводимых реформ в ходе перестройки, выявлять причины начавшегося процесса разрушения советского социалистического общества. |
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания. | Работа с материалами после параграфа. Какая общая проблема поднимается в обоих источниках? | Проблема перестройки социализма (или: проблема перестройки советской системы) | |||||||||||
Что означает само слово «перестройка»? | Коренные изменения в чем-то: во взглядах, системе, порядке. | ||||||||||||
В чем заключаются различия между источниками? Прежде всего, обратим внимание на то, кто являются их авторами по своему положению в обществе. | Автор первого источника-Генеральный секретарь ЦК КПСС, инициатор перестройки. Автор второго источника - ученый-политолог. | ||||||||||||
На что делается акцент в первом источнике? (Или: какие вопросы, проблемы перестройки М.С.Горбачев рассматривает в приведенном фрагменте?) | Причины перестройки, ее результаты в политической области, международных делах. | ||||||||||||
На что делается акцент во втором источнике? | Цена, уплаченная обществом за полученные духовные блага. | ||||||||||||
Найдите в первом источнике ответ, что означают слова «полученные духовные блага» | Гласность, свобода, плюрализм. | ||||||||||||
Чем же отличаются содержащиеся в источниках оценки перестройки советской системы? | Первый источник: положительная оценка выбранного курса («страна последовательно шла от тоталитаризма к рынку, свободе, демократии»). Второй источник: отрицательная оценка этого курса: огромная цена, заплаченная обществом (распад СССР и т.д.). | ||||||||||||
Какое проблемное задание вытекает из данного противоречия? | Перестройка – правильный или ошибочный курс? | ||||||||||||
2.Выдвижение версий. | Какой предполагаемый ответ можем дать на поставленное проблемное задание? | Кризис советской системы обусловил необходимость ее перестройки. Но проводимая политика перестройки имела результатом не упрочнение социалистического общества, а постепенное его разрушение. | |||||||||||
3.Актуализация знаний. | 1.Работа с понятиями «социализм», «холодная война». Какое понятие надо ввести дополнительно, чтобы раскрыть сущность понятия «холодная война»? | Капитализм. | |||||||||||
Раскройте смысл понятия «холодная война». | Противоборство общественных систем социализма и капитализма во главе со сверхдержавами СССР и США за преобладание в мире. | ||||||||||||
2. Знания о процессах из которых складывался кризис советской системы в 1970-1980-е годы, можно повторить при открытии нового знания. | |||||||||||||
4. Открытие нового знания. | Какие вопросы нужно выяснить, чтобы выполнить поставленное проблемное задание? | Почему необходима была перестройка, какие мероприятия во внутренней и внешней политике были проведены в 1985-1989гг, каковы были их результаты? | |||||||||||
Какой внешне представлялась обстановка в СССР в середине 1980-х годов? (текст учебника, стр. 315) | Благополучной | ||||||||||||
В чем это проявлялось? | Большинство граждан продолжало считать социализм лучшим общественным строем, диссиденты составляли незначительный процент населения, многие граждане не придавали значения своему национальному происхождению. | ||||||||||||
О чем же говорили глубинные процессы, происходившие в советской системе в 1970-1980-е годы? | О нарастании кризиса. | ||||||||||||
Вспомните и назовите эти процессы. | Диктатура высшего руководства СССР во главе с Генсеком. Отсутствие обновления кадров, предельный возраст членов Политбюро. Коррупция в партийно-государственном аппарате. «Теневая экономика». Снижение ежегодного роста производства в годы одиннадцатой пятилетки. Большие расходы на вооружение снижение финансирования образования и медицины. Все более усиливающийся дефицит продовольственных и промышленных товаров. Постепенные изменения настроений граждан, особенно молодежи (популярность рок-групп, бардов). | ||||||||||||
По хронологической таблице на стр. 314 выделите ключевые моменты в 1985-1989гг. |
| ||||||||||||
Какие средства для ускорения социально-экономической политики страны выбрало советское руководство во главе с М.С.Горбачевым? | Внедрение достижений научно-технической революции. Госприемка. Антиалкогольная кампания. | ||||||||||||
Каковы результаты социально-экономического развития? | Сокращение доходов государства, большие расходы, связанные с ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Социально-экономическая ситуация в стране не улучшилась. | ||||||||||||
На ваш взгляд, насколько удачно советское руководство определило цели и подобрало средства проведения реформ на этапе 1985-1987гг? | Очевидно, что учащиеся сделают отрицательный вывод. | ||||||||||||
Что предполагало объявление М.С.Горбачевым в 1987году политики перестройки? | Проведение существенных реформ сложившегося социалистического строя. | ||||||||||||
В какой области общественной жизни были достигнуты определенные успехи при проведении реформ социалистического строя? В чем заключались эти успехи? Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом ключевые слова на стр. 317-318. | В политической жизни. Объявление гласности – возможности более открыто обсуждать назревшие проблемы. Попытки осуществить демократизацию советского общества. | ||||||||||||
Как повлияла политика гласности на общественное сознание? Каковы были противоречивые последствия этой политики? | С одной стороны, всплеск общественного сознания, огромный интерес советских граждан к проблемам советской истории и нынешней жизни. С другой стороны, значительная часть советских граждан после ознакомления с новыми для себя фактами и оценками стала сомневаться в справедливости социалистического строя. Среди интеллигенции, а также в советском руководстве – самые различные мнения о путях реформирования советского общества. | ||||||||||||
Какова была главная цель демократизации советского общества? | Реальное управление государством КПСС должна была передать Советам. | ||||||||||||
На основе схемы на стр. 319 определите, какие новые моменты появились в политической системе советского общества? Какие органы становились высшими законодательными? Как избирались депутаты Съезда? | Съезд народных депутатов. Верховный Совет СССР. Часть депутатов представляла общественные организации (комсомол, профсоюзы и др.), КПСС, другая часть избиралась гражданами на основе альтернативных свободных выборов. | ||||||||||||
Что в политической системе советского общества до 1990 года оставалось прежним? | Руководящая роль КПСС во главе с Генсеком и Политбюро. Правительство (Совмин) руководило предприятиями, колхозами, торговлей. | ||||||||||||
Почему советские граждане несколько дней не могли оторваться от экранов телевизоров во время показа заседаний I съезда народных депутатов? Обратите внимание на иллюстрации на стр. 320, особенно первую. | Советских граждан поражала непривычная обстановка на съезде: часть депутатов (А.Сахаров и др.) вместо выражения благодарности советскому руководству остро критиковали М.С.Горбачева за непоследовательность в проведении реформ. | ||||||||||||
Примечание: Можно по демократизации поставить одно задание: Сравните цели задуманной советским руководством демократизации и первые результаты 1989г. – насколько они совпадают? Логика рассуждений учащихся должна быть в русле поставленных выше заданий. | |||||||||||||
Какие в ходе перестройки образовались политические течения, чем отличались их цели (текст учебника, стр. 321). |
| ||||||||||||
Какой позиции придерживался М.С.Горбачев? | Центристская позиция: постепенные реформы, сочетание социалистических и демократических ценностей. | ||||||||||||
Завершающее задание при открытии нового знания: Какие события 1989г. позволяют говорить о начавшемся разрушении советского социалистического общества? (текст и иллюстрации на стр. 321-323). | Появление политических течений, отвергающих социалистический путь развития страны. Выход людей из КПСС. Возникновение небольших оппозиционных партий. Отказ государства от политики атеизма, возврат религиозных ценностей. Объявление в союзных республиках государственными своих национальных языков, требование большей самостоятельности и даже независимости (Прибалтика). Межнациональные конфликты (Казахстан, Нагорный Карабах и др.) Усиливающийся дефицит продовольствия, товаров первой необходимости. Забастовки шахтеров, других рабочих, с требованиями улучшения условий жизни. Значительные уступки американцам в переговорах о сокращении вооружений. «Бархатные революции», отстранение коммунистов от власти в странах Восточной Европы. | ||||||||||||
5.Применение нового знания. | Учащиеся начинают заполнять предложенную в задании 4 к параграфу таблицу: «Перемены в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков». Заполняется первая строка (1985-1989годы): указываются главные проблемы, используемые для их решения средства и результаты. Графы таблицы могут заполняться по группам. | ||||||||||||
Какой общий вывод можем сделать? Наряду с некоторым продвижением по пути демократизации, социально-экономическая ситуация в стране ухудшалась, усиливалась угроза распада СССР, началось разрушение советского социалистического общества. Домашнее задание: § 32, вопросы и задания перед ним. Наши рекомендации
|