Урок: Перестройка социализма

Картина мира: Основные понятия: ускорение социально-экономического развития, перестройка, гласность, новое политическое мышление, демократы, коммунисты, национал-патриоты. Создание общего представления о целях, путях проведения реформ, их результатах в 1985-1989годах.
Историческое мышление Умение сопоставлять цели и результаты проводимых реформ в ходе перестройки, выявлять причины начавшегося процесса разрушения советского социалистического общества.
1.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания. Работа с материалами после параграфа. Какая общая проблема поднимается в обоих источниках?   Проблема перестройки социализма (или: проблема перестройки советской системы)
  Что означает само слово «перестройка»? Коренные изменения в чем-то: во взглядах, системе, порядке.
  В чем заключаются различия между источниками? Прежде всего, обратим внимание на то, кто являются их авторами по своему положению в обществе. Автор первого источника-Генеральный секретарь ЦК КПСС, инициатор перестройки. Автор второго источника - ученый-политолог.
  На что делается акцент в первом источнике? (Или: какие вопросы, проблемы перестройки М.С.Горбачев рассматривает в приведенном фрагменте?) Причины перестройки, ее результаты в политической области, международных делах.
  На что делается акцент во втором источнике? Цена, уплаченная обществом за полученные духовные блага.
  Найдите в первом источнике ответ, что означают слова «полученные духовные блага» Гласность, свобода, плюрализм.
  Чем же отличаются содержащиеся в источниках оценки перестройки советской системы? Первый источник: положительная оценка выбранного курса («страна последовательно шла от тоталитаризма к рынку, свободе, демократии»). Второй источник: отрицательная оценка этого курса: огромная цена, заплаченная обществом (распад СССР и т.д.).
  Какое проблемное задание вытекает из данного противоречия? Перестройка – правильный или ошибочный курс?
2.Выдвижение версий. Какой предполагаемый ответ можем дать на поставленное проблемное задание? Кризис советской системы обусловил необходимость ее перестройки. Но проводимая политика перестройки имела результатом не упрочнение социалистического общества, а постепенное его разрушение.
3.Актуализация знаний. 1.Работа с понятиями «социализм», «холодная война». Какое понятие надо ввести дополнительно, чтобы раскрыть сущность понятия «холодная война»?   Капитализм.
  Раскройте смысл понятия «холодная война». Противоборство общественных систем социализма и капитализма во главе со сверхдержавами СССР и США за преобладание в мире.
  2. Знания о процессах из которых складывался кризис советской системы в 1970-1980-е годы, можно повторить при открытии нового знания.  
4. Открытие нового знания. Какие вопросы нужно выяснить, чтобы выполнить поставленное проблемное задание? Почему необходима была перестройка, какие мероприятия во внутренней и внешней политике были проведены в 1985-1989гг, каковы были их результаты?
  Какой внешне представлялась обстановка в СССР в середине 1980-х годов? (текст учебника, стр. 315) Благополучной
  В чем это проявлялось? Большинство граждан продолжало считать социализм лучшим общественным строем, диссиденты составляли незначительный процент населения, многие граждане не придавали значения своему национальному происхождению.
  О чем же говорили глубинные процессы, происходившие в советской системе в 1970-1980-е годы? О нарастании кризиса.
  Вспомните и назовите эти процессы. Диктатура высшего руководства СССР во главе с Генсеком. Отсутствие обновления кадров, предельный возраст членов Политбюро. Коррупция в партийно-государственном аппарате. «Теневая экономика». Снижение ежегодного роста производства в годы одиннадцатой пятилетки. Большие расходы на вооружение снижение финансирования образования и медицины. Все более усиливающийся дефицит продовольственных и промышленных товаров. Постепенные изменения настроений граждан, особенно молодежи (популярность рок-групп, бардов).  
  По хронологической таблице на стр. 314 выделите ключевые моменты в 1985-1989гг.
  1. Ускорение социально-экономического развития и нового политического мышления в международных отношениях – 1985г.
  2. Объявление политики перестройки и гласности – 1987г.
 
  Какие средства для ускорения социально-экономической политики страны выбрало советское руководство во главе с М.С.Горбачевым? Внедрение достижений научно-технической революции. Госприемка. Антиалкогольная кампания.
  Каковы результаты социально-экономического развития? Сокращение доходов государства, большие расходы, связанные с ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Социально-экономическая ситуация в стране не улучшилась.
  На ваш взгляд, насколько удачно советское руководство определило цели и подобрало средства проведения реформ на этапе 1985-1987гг? Очевидно, что учащиеся сделают отрицательный вывод.
  Что предполагало объявление М.С.Горбачевым в 1987году политики перестройки? Проведение существенных реформ сложившегося социалистического строя.
  В какой области общественной жизни были достигнуты определенные успехи при проведении реформ социалистического строя? В чем заключались эти успехи? Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом ключевые слова на стр. 317-318. В политической жизни. Объявление гласности – возможности более открыто обсуждать назревшие проблемы. Попытки осуществить демократизацию советского общества.
  Как повлияла политика гласности на общественное сознание? Каковы были противоречивые последствия этой политики? С одной стороны, всплеск общественного сознания, огромный интерес советских граждан к проблемам советской истории и нынешней жизни. С другой стороны, значительная часть советских граждан после ознакомления с новыми для себя фактами и оценками стала сомневаться в справедливости социалистического строя. Среди интеллигенции, а также в советском руководстве – самые различные мнения о путях реформирования советского общества.
  Какова была главная цель демократизации советского общества? Реальное управление государством КПСС должна была передать Советам.
  На основе схемы на стр. 319 определите, какие новые моменты появились в политической системе советского общества? Какие органы становились высшими законодательными? Как избирались депутаты Съезда?     Съезд народных депутатов. Верховный Совет СССР. Часть депутатов представляла общественные организации (комсомол, профсоюзы и др.), КПСС, другая часть избиралась гражданами на основе альтернативных свободных выборов.
  Что в политической системе советского общества до 1990 года оставалось прежним? Руководящая роль КПСС во главе с Генсеком и Политбюро. Правительство (Совмин) руководило предприятиями, колхозами, торговлей.
  Почему советские граждане несколько дней не могли оторваться от экранов телевизоров во время показа заседаний I съезда народных депутатов? Обратите внимание на иллюстрации на стр. 320, особенно первую. Советских граждан поражала непривычная обстановка на съезде: часть депутатов (А.Сахаров и др.) вместо выражения благодарности советскому руководству остро критиковали М.С.Горбачева за непоследовательность в проведении реформ.
  Примечание: Можно по демократизации поставить одно задание: Сравните цели задуманной советским руководством демократизации и первые результаты 1989г. – насколько они совпадают? Логика рассуждений учащихся должна быть в русле поставленных выше заданий.  
  Какие в ходе перестройки образовались политические течения, чем отличались их цели (текст учебника, стр. 321).
Течения Их цели
Демократы     Коммунисты     Национал-патриоты Отказ от социализма, возвращение на «общечеловеческий путь развития», западные демократические ценности.   Сохранение завоеваний социализма   Особый путь развития России (восстановление Российской империи и т.д.)
  Какой позиции придерживался М.С.Горбачев? Центристская позиция: постепенные реформы, сочетание социалистических и демократических ценностей.
  Завершающее задание при открытии нового знания: Какие события 1989г. позволяют говорить о начавшемся разрушении советского социалистического общества? (текст и иллюстрации на стр. 321-323).   Появление политических течений, отвергающих социалистический путь развития страны. Выход людей из КПСС. Возникновение небольших оппозиционных партий. Отказ государства от политики атеизма, возврат религиозных ценностей. Объявление в союзных республиках государственными своих национальных языков, требование большей самостоятельности и даже независимости (Прибалтика). Межнациональные конфликты (Казахстан, Нагорный Карабах и др.) Усиливающийся дефицит продовольствия, товаров первой необходимости. Забастовки шахтеров, других рабочих, с требованиями улучшения условий жизни. Значительные уступки американцам в переговорах о сокращении вооружений. «Бархатные революции», отстранение коммунистов от власти в странах Восточной Европы.
5.Применение нового знания. Учащиеся начинают заполнять предложенную в задании 4 к параграфу таблицу: «Перемены в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков». Заполняется первая строка (1985-1989годы): указываются главные проблемы, используемые для их решения средства и результаты. Графы таблицы могут заполняться по группам.  
 
Годы Состояние экономики и населения Развитие культуры Отношения власти и граждан Национальные отношения Международное положение
1985-1989 Преодоление кризисных явлений Стратегия ускорения социально-экономического развития: госприемка, антиалкогольная кампания, внедрение достижений науки и техники. Законы 1986-1987 гг. о самостоятельности предприятий, которую они не смогли проявить. Появление советского предпринимательства (ИТД, кооперативы) при запрещении частной собственности и наемного труда (1988г.) Социально-экономическая ситуация не улучшалась, а ухудшалась, огромный дефицит товаров.   Провозглашение гласности Освещение в печати ранее замалчиваемых событий советской истории, актуальных проблем современности. Показ новых фильмов: «Покаяние» Т.Абуладзе и др. Огромный интерес граждан к истории, политике. Возрождение религиозных ценностей. Под сомнение ставиться справедливость социалистического строя. Демократизация Попытки передачи власти от КПСС к Советам. Первые альтернативные выборы в Советы. I съезд народных депутатов: открытая критика М.С.Горбачева. Сохранение властной вертикали КПСС от Генсека до первичных парторганизаций. Размежевание политических течений: демократы (отрицание социализма, западные ценности), коммунисты (сохранение завоеваний социализма), национал-патриоты (особый путь развития). Стихийные митинги, забастовки шахтеров и других рабочих. Межнациональные конфликты. Угроза распада СССР Попытки применения силовых методов (Алма-Ата, Тбилиси). Требование союзных республик большей самостоятельности и даже независимости. Новое политическое мышление Переговоры с США. Советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, вывод советских войск из Афганистана. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы, отстранение в них коммунистических партий от власти. Начало вывода войск СССР из этих стран. Значительные уступки СССР США в сокращении вооружений.

Какой общий вывод можем сделать?

Наряду с некоторым продвижением по пути демократизации, социально-экономическая ситуация в стране ухудшалась, усиливалась угроза распада СССР, началось разрушение советского социалистического общества.

Домашнее задание: § 32, вопросы и задания перед ним.

Наши рекомендации