Вопрос 1. Транснациональная организованная преступность: характеристика и предупреждение
ТЕМА 13. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Лекция – 2 часа
План лекции:
Введение
1. Транснациональная организованная преступность: характеристика и
предупреждение.
2. Правовые основы, формы (направления) и уровни международного
сотрудничества в борьбе с преступностью.
3. Деятельность НЦБ ИНЕРПОЛА в Российской Федерации.
Заключение
Рекомендуемые источники:
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.
Кобец П.Н. Теоретические основы предупреждения преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральных округах Российской Федерации. М., 2006.
Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность: Монография / Отв. ред. В.А. Номоконов. Владивосток, 2001.
Введение
Современные тенденции развития транснациональной преступной деятельности тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики, возникновением и развитием новых технологий и коммуникационных систем, коррумпированностью и уровнем противодействия правоохранительных органов. Высокая степень общественной опасности указанного явления обуславливает повышение эффективности сотрудничества российских правоохранительных органов с партнерами сопредельных стран в борьбе с международной преступностью.
Вопрос 1. Транснациональная организованная преступность: характеристика и предупреждение
Организованная преступность– это общественно опасное социальное явление, проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом на различных территориях и в сферах.
Организованная преступность предполагает противоправную деятельность различных формирований, которые различаются в зависимости от организованности, объема, сферы и направленности посягательств:
– ОПФ, действующие на определенной территории и совершающие, как общеуголовные преступления, так и в сфере экономической деятельности;
– ОПФ, действующие на объектах транспорта;
– ОПФ, состоящие из так называемых преступников-гастролеров;
– ОПФ, имеющие экстремистскую либо террористическую направленность;
– ОПФ, действующие в местах лишения свободы;
– ОПФ, имеющие международные связи и действующие на территории, как России, так и других государств.
Остановимся подробнее на деятельности транснациональных ОПФ.
Проблема транснациональной организованной преступности (ТОП) длительное время находится в центре внимания мирового сообщества.
Мировые процессы глобализации и интеграции создали новые возможности для преступных организаций, которые используют их для расширения своей незаконной деятельности.
Единой модели транснациональной преступной организации не существует, так как такие группировки различаются:
– по форме и размерам;
– квалификации и специализации;
– субъективным характеристикам их членов;
– действиям в различных регионах и на рынках разных товаров;
– использованием разнообразной тактики и механизмов противодействия правоохранительным органам.
В узком смысле под ТОП следует понимать – любое участие или организацию группы людей, которые непрерывно практикуют преступную деятельность и чья главная цель – получать прибыль везде безотносительно к национальным (государственным) границам.
Согласно ст.ст. 1-3 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята Резолюцией № 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН
15 ноября 2000 г.) под транснациональной организованной преступностью следует понимать деятельность организованных преступных групп:
а) совершающих преступления в более чем одном государстве;
б) совершающих преступления в одном государстве, если существенная часть их подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
в) совершающих преступления в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
г) совершающих преступления в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве.
Существенными признаками, характерными для ТОП, являются:
во-первых, то, что к деятельности этого вида преступности причастно преступное сообщество, для которого присущи: устойчивость, постоянность, плановость, конспиративность деятельности в виде преступного промысла; наличие организационно-управленческих и обеспечивающих структур, иерархия руководства, единые нормы поведения; создание системы планомерной нейтрализации всех форм социального контроля; применение специальных методов разведки и контрразведки; наличие централизованных крупных денежных фондов; тенденция к постоянному расширению сфер деятельности;
во-вторых, характерным признаком ТОП является выход этой деятельности за рамки национальных границ;
в-третьих, использование коррупции не вообще, а ее проникновение в органы и учреждения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, пограничный и таможенный контроль и пр.;
в-четвертых, значительное число деяний, совершаемых ТОП, подпадает под международные конвенции, без которых было бы затруднительно вершить правосудие с каким-либо результатом в отношении международных дел.
Таким образом, транснациональную организованную преступность можно определить как функционирование преступных организаций и сообществ, имеющих разветвленную сеть филиалов в других странах, использующих международные связи для постоянного осуществления глобальных незаконных операций, связанных с перемещением потоков информации, денег, физических объектов, людей, других материальных и нематериальных средств через государственные границы с целью использования благоприятной рыночной конъюнктуры в одном или нескольких иностранных государствах для получения существенной экономической выгоды, а также для эффективного уклонения от социального контроля с помощью коррупции, насилия и использования значительных различий в системах уголовного правосудия разных государств.
Исходя из существующих критериев, учитывая уровень развития преступности и международно-правовую регламентацию борьбы с ней, возможновыделение основных групп и видов преступлений международного характера:
Первая группа представлена преступлением, подрывающим основы нормальных международных отношений – международный терроризм как комплексное явление, включающее в себя множество видов:
– незаконный захват воздушных судов и другие незаконные акты против безопасности гражданской авиации;
– преступления против лиц, пользующихся международной защитой;
– захват заложников;
– хищение ядерного материала;
– финансирование международного терроризма.
Вторая группа – это преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств:
– фальшивомонетничество;
– кражи произведений искусства, предметов культуры;
– кража интеллектуальной собственности и торговля контрафактом;
– незаконный оборот оружия и боеприпасов;
– хищение и контрабанда автотранспорта;
– незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами;
– незаконная торговля объектами флоры и фауны;
– незаконные финансовые операции, включающие подделку ценных бумаг и легализацию преступных доходов;
– компьютерные преступления и др.
Третья группа – это посягательства на личные права и свободу человека:
– рабство, работорговля и другие формы торговли людьми;
– сексуальная эксплуатация женщин и детей;
– распространение порнографии;
– торговля человеческими органами для пересадки и др.
Четвертая группа – преступления, совершаемые на море:
– пиратство (морской разбой);
– загрязнение моря вредными веществами;
– нарушения правового режима континентального шельфа;
– нарушение правил морских промыслов и др.
Несмотря на то, что в настоящее время сложился определенный перечень преступлений международного характера, он постоянно расширяется, появляются новые виды.
Для Российской Федерации первостепенную значимость представляют транснациональные проявления преступности на ее собственной территории.
К тенденциям транснациональной преступности в РФ следует отнести:
1. По данным ФМС России, ежегодно в нашу страну въезжает более 20 млн. иностранных граждан.
По разным оценкам, на территории РФ находится от 5 до 10 млн. иностранцев с неопределенным правовым статусом.
Наибольшую криминальную активность при этом проявляют граждане стран СНГ, на долю которых приходится более 90% преступлений.
2. Несмотря на невысокий удельный вес в общем числе расследованных преступлений (3-4%), преступность иностранцев приобретает все более опасный характер: более 40% совершаемых ими преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких.
3. ОПФ из стран СНГ совершаются следующие виды посягательств:
а) незаконный оборот наркотиков – таджики;
б) изготовление и сбыт поддельных документов, незаконный оборот валютных ценностей, сбыт фальшивых денежных знаков – армяне;
в) изготовление и сбыт фальсифицированных спиртных напитков, контроль за торговлей на рынках – азербайджанцы;
г) организованная проституция, незаконный оборот спирта, антиквариат, «барсеточники» – грузины.
4. Наблюдается рост активности организованных преступных групп из числа граждан стран дальнего зарубежья:
а) арабские преступные группировки занимаются контрабандой промышленных товаров, незаконным предпринимательством и миграцией;
б) афганские и нигерийские – контрабандой и сбытом наркотиков;
в) китайские и вьетнамские – незаконной миграцией, контрабандой сырья и промышленных товаров, незаконным предпринимательством, вымогательством и похищением соотечественников-бизнесменов.
5. Консолидация российских организованных преступных формирований (ОПФ) с аналогичными зарубежными организациями.
По данным МВД России в настоящее время число ОПФ с международными связями составляет более 300.
При этом за последние пять лет заметно расширилась и география их связей: с 29 до 58 стран.
Отечественные ОПФ установили контакты практически со всеми известными преступными организациями, в частности: итальянской Коза-нострой, американской мафией, китайскими триадами, японской якудзой и латиноамериканскими наркокартелями.
6. Российская организованная преступность характеризуется отсутствием конкретной, подвергающейся определению, как итальянская мафия, колумбийские картели или нигерийские сети, системы, разносторонностью сфер проявления ее активности, отсутствием преобладающей криминальной специализации.
7. Формы ТОП наиболее угрожающие безопасности России:
а) наркобизнес – около 70% преступлений в сфере криминального рынка составляет наркопреступность;
б) контрабандный и иной незаконный вывоз из страны сырьевых ресурсов, главным образом морепродуктов и леса;
в) торговля людьми;
г) киберпреступность: преступности в электронной среде (в том числе кибертерроризм).
Скромное место по доходности, но первое по степени общественной опасности с учетом возрастающей угрозы терроризма – занимает контрабанда ядерных и прочих радиоактивных материалов.
Детерминанты, обусловившие возникновение и развитие транснациональной организованной преступности:
– увеличение взаимозависимости государств;
– формирование мирового рынка, для которого характерны тесные экономические связи, взаимные инвестиции;
–формирование международных финансовых сетей, систем международных расчетов, позволяющих быстро осуществлять сложные финансовые операции с задействованием банковских учреждений нескольких государств;
– развитие мировых систем коммуникаций;
– широкое развитие технологии контейнерных перевозок;
– увеличение масштабов миграции, образование многонациональных мегаполисов;
– «прозрачность границ» между государствами, входящих в Европейский союз и СНГ; и др.
К мерам борьбы с ТОП следует отнести:
– приведение российского законодательства в соответствие с положениями Конвенцией ООН против ТОП (2000 г.);
– участие соответствующих отечественных структур в создании и гармонизации международного законодательства в сфере борьбы с ТОП;
– укрепление системы обеспечения безопасности госграниц;
– усиление миграционного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, а также заключить соглашения о реадмиссии;
– разработка и внедрение в практику на уровне Федеральных округов (региональных) международных программ поборьбе с ТОП,
– постоянное повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, противодействующих ТОП;
– повышение эффективности использования оперативных возможностей зарубежных коллег, каналы НЦБ Интерпола на территории государств-участников СНГ для выявления и пресечения деятельности ОПФ;
– постоянное совершенствование и расширение правовой базы международного сотрудничества, в первую очередь по вопросам выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов.