PR в органах местного самоуправления
Сегодня работа в области связей с общественностью на местном уровне приобретает особое значение в свете обсуждаемых в российском обществе проблем укрепления государственности, консолидирующей роли государственной службы, восстановления доверия граждан к властиl4.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 3, п. 2) относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом при надлежащей ему власти.
На департаменты, управления и отделы по связям с общественностью в органах местного самоуправления сегодня возлагаются большие надежды. Это связано прежде всего с тем, что современная общественно-политическая ситуация характеризуется обострением политической борьбы между различными силами. Поэтому органы государственной власти и местного самоуправления должны иметь достоверную информацию о состоянии и тенденциях общественного мнения, настроениях различных социальных групп, их активности и динамике, развитии партий и общественных движений и т.п. Только обладание такого рода знаниями позволит государственным и муниципальным органам принимать адекватные решения, учитывая при этом возможные последствия и общественную реакцию на эти решения.
На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является высокая степень ответственности местной власти перед жителями. Решающее значение имеет выбранная стратегия.
С. Блэк выделяет следующие главные цели паблик рилейшнз дляместнойвласти:
· постоянно информировать людей о политике, проводимой местной властью;
· дать общественности возможность выражать свое мнение в отношении новых важных проектов для принятия окончательных решений;
· просвещать людей относительно системы, по которой работает местное правительство, и информировать их о правах и обязанностяхl5.
Органы местного самоуправления работают больше, чем их коллеги в столице, непосредственно с людьми и на местах. Они решают практические задачи обеспечения надежности служб поддержки правопорядка, работы транспорта, качества работы школ, больниц и т.д.
Для участия населения в решении жизненно важных вопросов местного значения создаются различные корпоративные объединения местных жителей. К примеру, в городах и районах функционируют организации ветеранов войны и труда, движение женщин, профсоюзные организации. Местная власть через них решает ряд социальных, экономических и прочих вопросов.
Разработка PR-программы налаживания связей с местным сообществом должна осуществляться с учетом общей, согласованной организационной политики. Например, если органы местного самоуправления стремятся видеть в своем общественном окружении высокообразованных молодых людей, из которых они смогут черпать кадры для своей деятельности, то вполне логичным решением со стороны руководства станет участие местных руководителей только в тех PR-проектах, которые направлены на работу с молодежью; материальные ресурсы (например, компьютерное оборудование) выделяются только некоторым, заранее определенным школам; финансовые гранты выделяются только для поддержки новых идей и т.д.
Для выработки стратегии работы с местным сообществом некоторые организации используют практику консультаций с представителями местного сообщества по вопросам определения приоритетов PR-деятельности. Многие организации публикуют планы своей работы с местным сообществом. Ответственность за осуществление PR-работы с местным сообществом, как правило, возлагается на отдел по связям с общественностью.
При разработке PR-плана работы с местным сообществом следует обязательно включить в него работу с представителями местных и центральных СМИ. Смысл данной работы заключается в поддержании благоприятного для местной власти информационного освещения ее деятельности в печати.
Исследования показывают, что местную печать в регионах нередко читают больше, чем центральную. В последние годы ее роль в социально-экономической и политической жизни регионов неизмеримо возросла. Местные руководители для снятия или упреждения социальной напряженности по тому или иному вопросу систематически проводят брифинги для прессы, организуют выступления в прямом телеэфире. Доказала свою эффективность публикация правящих органов отчетов о своей работе.
Современный институт народовластия в России только формируется. Успех его деятельности зависит от связи с общественностью, которую лучшие в мире организации рассматривают как базовый принцип деятельности.