Проблема повышения результативности и эффективности государственных учреждений
Решать эту проблему обычно предлагают с помощью комбинации различных подходов, методов и технологий.
• Один их таких подходов — создание так называемой конку
рентной бюрократии. В этой системе учреждения конкурируют между собой в предоставлении услуг, и благодаря этому происходит снижение цен и расходов, в увеличении которых виновны учреждения, монопольно предоставляющие услуги. Больницам, учебным заведениям, учреждениям культуры предложено стать хозрасчетными, конкурирующими между собой, и эти самоуправляемые организации нового типа получают право использовать прибыль.
• Снижению расходов в государственной сфере служит рыночная альтернатива в виде негосударственных и неправительственных учреждений, например в сфере образования, телекоммуникации, их финансирование может определяться на основе целевых субсидий или ваучеров.
• Могло бы быть введено правило двух третей при голосовании за большие бюджетные ассигнования госучреждениям; соответствующие изменения могут быть внесены и в налоговую систему.
Конкурентный тендер и передача на подряд. Тендер — конкурсная форма проведения торгов, объектом которых является заказ на выполнение работ. С 90-х годов практически все крупные государственные учреждения и муниципальные образования рассматрива ют возможности передачи на подряд частным фирмам либо отдельным физическим лицам многих работ: уборку, сбор мусора, составление планов, поставку продукции, охрану помещений, строительные работы и т. д.
Проведение торгов-конкурсов и расширение подряда (правоотношение между заказчиком и исполнителем) не свидетельствует, однако, о здоровой конкуренции. Большинство контрактов получает незначительное количество (одних и тех же) фирм.
Введение тендера оказало влияние на структуру и методы ведения дел организаций. Когда своей, созданной внутри учреждения «фирме по непосредственному обслуживанию» удавалось получить подряд, образовывались две группы «действующих лиц». Во-первых; заказчик в лице департамента, который объявлял конкурс на подряд. А во-вторых, подрядчик, который предоставляет услуги. Впервые в жизни властные структуры стали точно указывать, что должно быть сделано и на каком уровне, какого качества, и теперь они знают действительную стоимость этой работы. Это способствует подотчетности.
• Трансферты и ваучеры — еще один шаг по пути обязательной конкуренции. Трансферт в данном случае — перемещение средств с одного счета на другой, а документ перечисления платежей — ваучер. Говорят, что государство финансирует услуги, а население выбирает. Возможный выигрыш — это рост эффективности, потребители
получают услуги, которые им нужны, причем те граждане, которые находятся в худшем материальном положении, выигрывают больше, чем те, кто состоятелен. Например, «ваучеры на образование». Не местный департамент распоряжается, в какую школу родителям отдавать ребенка, а родители получают ваучер, который могут «потратить» в той школе, которую выберут сами, доплачивая, если необходимо.
• Введение платы за услуги — еще одно новшество России 90-х годов. Оно снижает уровень государственных затрат на предоставляемые населению услуги, но при этом основная масса налогоплательщиков не может признать это эффективной мерой. Так, в государственной системе здравоохранения резко повысились цены за проверку зрения, услуги зубоврачебных кабинетов, консультации врачей и выписывание рецептов. Это значит, что многие нуждающиеся, в том числе пенсионеры и инвалиды, не могут воспользоваться этими услугами.
Применительно к каждой государственной организации простой формулы качества и эффективности не может быть. Однако можно рассмотреть общие проблемы повышения эффективности и их применимость к государственным учреждениям.
1. Преданность: потребителям, целям организации, личным принципам и т. д.
2. Компетентность: в организации, разрешении проблем, информировании, планировании и т. д.
3. Информирование; устное и печатное при особом внимании на «обратную связь».
4. Включение «качества» в задачи организации.
5. Сочетание различных систем вознаграждений, таких как плата за конечный результат и дифференциация ставок управленцев.
Целостная программа повышения эффективности деятельности государственных организаций может быть сформирована лишь на основе использования разнообразного «меню» методов и подходов, которые могут включать самые различные способы и системы управления бюджетом, финансами, персоналом, системы планирования, измерения, оценки и принятия решений. Такое «меню» предлагает самый широкий выбор средств: от составления критериев оценки до собственно оценки результатов деятельности, от компьютеризации до индивидуального психологического воздействия на отдельного работника, от методов ведения коллективных переговоров до конкретных форм сотрудничества субъекта и объекта управления, от формирования общего морального климата в коллективе до исполнения материальных стимулов в работе с персоналом, от вложения капиталов в развитие оборудования до вложения в развитие персонала (рабочей силы) и т. д.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Можно ли измерить результаты управленческой деятельности?
2. Что означает экономия, продуктивность, качество и эффективность применительно к государственно-административному управлению и конкретному государственному учреждению?
3. Какие вы видите проблемы повышения результативности и эффективности деятельности государственных органов и подходы (средства) их решения?