Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
Общество как динамичная система
1. В отличие от природы, общество:
1) является системой; 3) выступает в качестве творца культуры;
2) находится в развитии; 4) развивается по собственным законам.
2. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется:
1) народом; 2) культурой; 3) обществом; 4) государством.
3. Обществом в широком смысле слова называют:
1) весь окружающий мир; 3) группы, в которых происходит общение;
2) совокупность форм объединения людей; 4) взаимодействия людей в повседневной жизни.
4. Понятие «общество включает:
1) природную среду обитания; 3) принцип неизменности элементов;
2) способы взаимодействия людей; 4) окружающий мир.
5. Понятия «развитие», взаимодействие элементов» характеризуют общество как:
1) динамичную систему; 3) весь окружающий человека материальный мир;
2) часть природы; 4) не подтвержденную изменениям систему.
6. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
7. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является развивающейся системой.
Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это часть материального мира.
Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
10. Какое слово пропущено в схеме?
11. Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество».
Общество и природа
12. Примером взаимодействия общества и природы является:
1) глобальное потепление климата в современных условиях;
2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;
3) развитие сферы образовательных услуг;
4) рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства.
13. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:
1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;
2) природа полностью определяет направление развития общества;
3) общество не оказывает существенного влияния на природу;
4) природа и общество воздействуют друг на друга.
14. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;
2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;
3) строительство пирамид в Древнем Египте;
4) распад империи Карла Великого.
15. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи:
1) цивилизации и религии; 3) способа производства и отношений собственности;
2) общества и природы; 4) экономики и политики.
16. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) создание памятника древнерусского права – «Русской Правды»;
2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;
3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;
4) деление дружины на старшую и младшую.
17. Утверждение о том, что общество обособилось от природы, означает, что оно:
1) не зависит от природы;
2) не оказывает влияния на природу;
3) отличается от природы, обладает качественной спецификой;
4) отделено от природы.
18. Примером отрицательного воздействия общества на природу является:
1) осушение болот вокруг Флоренции;
2) заболачивание почв в результате вырубки лесов;
3) расширение посевных площадей в результате строительства дамб и плотин;
4) разведение виноградников на склонах Кавказских гор.
19. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество «старше» природы.
Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
20. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Развитие общества никак не связано с природным миром, поскольку общество обособилось от природы.
Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
21. Известный публицист заметил, что отношение общества к природе – зеркало отношения к отдельному человеку. Подтвердите мнение автора тремя примерами.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
22. Администрация области заняла помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Какие сферы общественной жизни непосредственно затрагивает настоящий конфликт?
1) политическую и социальную; 3) политическую и духовную;
2) экономическую и социальную; 4) экономическую и духовную.
23. Политическая организация на свои средства выпускает большим тиражом культурно-просветительскую газету, в которой критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы общественной жизни непосредственно затрагивает эта деятельность?
1) политическую и социальную; 3) политическую и духовную;
2) экономическую и социальную; 4) экономическую и духовную.
24. Связь всех сфер жизни общества:
1) вытекает из целостности общества как системы; 3) обеспечивается идеологической работой;
2) достигается в ходе политической борьбы; 4) устанавливается законодательным путем.
25. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения в обществе. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1) социальных отношений и права; 3) производства и распределения;
2) экономики и политики; 4) экономики и социальных отношений.
26. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и духовной сфер общественной жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
27. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
28. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ____________ сфера общественной жизни».
29. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни:
1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. | А) деятельность парламента; Б) общественные классы; В) обмен продуктами; Г) религиозные организации. |
30. Установите соответствие: сферы жизни общества – их составляющие
1) экономическая; 2) политическая; 3) духовная; 4) социальная. | А) взаимодействие классов, социальных слоев и групп; Б) деятельность государственных органов, политических партий; В) мораль, религия, философия; Г) отношения в процессе материального производства. |
31. Назовите основные сферы жизни общества.
32. Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия экономики на социальную сферу.