| 1) | Более половины опрошенных не смогли определить свое отношение к проблеме. | | 2) | По мнению половины опрошенных, качество образования в стране Z остается неудовлетворительным. | | 3) | Доля респондентов, удовлетворенных качеством образования,выросла. | | 4) | Доля респондентов, которые не интересуются проблемами отечественного образования, сокращается. | |
Конец формы
| 6310E5 |
Начало формы Примером горизонтальной социальной мобильности является | | 1) | получение очередного офицерского звания | | 2) | перевод на новую, лучше оплачиваемую должность | | 3) | выход на пенсию | | 4) | переезд в другой город | | Конец формы | | 300FC0 | |
Начало формы Найдите в приведенном перечне группы, образованные по единому критерию, и запишите цифры, под которыми они указаны. | | 1) | богатые | | 2) | бедные | | 3) | холостые | | 4) | женщины | | 5) | зажиточные | | Конец формы | |
Начало формы Социология | «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев). | | Конец формы | | 10F75E | |
Начало формы Тех, кто оказался на социальном дне, называют | | 1) | кастами | | 2) | стратами | | 3) | маргиналами | | 4) | люмпенами | | Конец формы | | A3355E | |
Начало формы Как моральные, так и правовые социальные нормы | | 1) | обеспечены силами государственного принуждения | | 2) | представлены в письменной форме | | 3) | содержат, прежде всего, представления о добре и зле | | 4) | регулируют общественные отношения | | Конец формы | | 27CDA6 | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. | Социальный статус предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы. | Б. | Престиж статуса зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | | A74EB2 | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. | Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации. | Б. | Все социальные роли формально закрепляются за человеком. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | | EED081 | |
Начало формы Репродуктивная функция семьи проявляется в (во) | | 1) | поддержании культурных традиций общества | | 2) | укреплении дружеских основ брачного союза | | 3) | биологическом воспроизводстве населения | | 4) | взаимообогащении досуговых интересов | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социализации? А. | Манипулируя индивидуальным сознанием, средства массовой информации не могут осуществлять социализацию молодежи. | Б. | Одной из сторон социализации является социальная адаптация. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | | 9859EC | |
Начало формы Социология | «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций). | | Конец формы | | 9E229F | |
Начало формы Социология | «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете). | | Конец формы | | 2B569C | |
Начало формы Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете. | Конец формы | |
Начало формы Какой общности соответствует данное описание : «Народ отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура»? | | 1) | профессиональной | | 2) | демографической | | 3) | этносоциальной | | 4) | конфессиональной | | Конец формы | | 7B2B5A | |
Начало формы Социология | «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев). | | Конец формы | | 8376CF | |
Начало формы Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос.(2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян. Определите, какие положения текста носят А) | фактический характер | Б) | характер оценочных суждений | Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. | Конец формы | | 79F917 | |
Начало формы Элементом социальной структуры общества является | | 1) | сословие | | 2) | партия | | 3) | парламент | | 4) | государство | | Конец формы | | 2AE9C3 | |
Начало формы В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример | | 1) | норм морали | | 2) | эстетических норм | | 3) | этических норм | | 4) | правил этикета | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. | Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм. | Б. | Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | | 81C2FC | |
Начало формы Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию | | 1) | моральной регламентации поведения | | 2) | биологического воспроизводства | | 3) | социализации молодого поколения | | 4) | воспитания и обучения | | Конец формы | | FA663D | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социализации? А. | Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка. | Б. | Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как петербуржцы? | | 1) | культурный | | 2) | этнический | | 3) | демографический | | 4) | территориальный | | Конец формы | | 601DE0 | |
Начало формы Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию | | 1) | организации потребления | | 2) | биологического воспроизводства | | 3) | предоставления определенного статуса | | 4) | создания благополучного эмоционального климата | | Конец формы | | 3B9F95 | |
Начало формы Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в | | 1) | предоставлении ее членам определенного статуса | | 2) | ведении приусадебного хозяйства | | 3) | организации рационального досуга | | 4) | создании благоприятного психологического климата | | Конец формы | | 3BC7DE | |
Начало формы Н. преподает в лицее. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это результат горизонтальной социальной мобильности? | | 1) | Родители Н. много лет преподают в институте. | | 2) | Раньше Н. преподавала в школе. | | 3) | Н. работает в классах для одарённых детей. | | 4) | Н. учится в аспирантуре. | | Конец формы | | 0384A3 | |
Начало формы Ученые опросили группу 25-летних россиян. Девушкам и юношам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме. Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение. | | 1) | Среди девушек, в отличие от юношей, преобладает мнение, что главой семьи должен быть муж. | | 2) | Среди тех, кто считает, что главой семьи должны быть старшие члены семьи, доля юношей больше, чем девушек. | | 3) | Мнение о том, что у всех членов семьи должны быть равные права, разделяет большая доля девушек, чем юношей. | | 4) | Большинство опрошенных девушек считают, что главой семьи должна быть жена. | | Конец формы | | BA6AB7 | |
Начало формы Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?» Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице. В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает (-ют) доверия...? | Вполне заслуживает(-ют) | Не вполне заслуживает(-ют) | Совсем не заслуживает(-ют) | парламент | | | | президент | | | | правительство | | | | суд | | | | органы исполнительной власти региона | | | | муниципальные органы | | | | Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных? Опрошенные граждане считают, что | | 1) | больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона | | 2) | парламент заслуживает доверия больше, чем президент | | 3) | правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы | | 4) | более всего заслуживает доверия судебная система | | Конец формы | | 3C64EC | |
Начало формы С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев) Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения. | | Конец формы | | DFAC30 | |
Начало формы С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев) Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой оценки. | | Конец формы | | EAC2E0 | |
Начало формы С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения… Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции… В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею … (В.Л. Иноземцев) Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество». | | Конец формы | |
Начало формы Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком действия норм | | 1) | моральных | | 2) | правовых | | 3) | экономических | | 4) | политических | | Конец формы | | 9BD3B2 | |
Начало формы Какое положение раскрывает одно из проявлений демократической национальной политики? | | 1) | представители только одной нации обладают полнотой прав и свобод | | 2) | образование доступно только для граждан, представляющих национальное большинство | | 3) | запрещена деятельность, направленная на разжигание национальной розни | | 4) | национальная принадлежность человека определяется государственными органами | | Конец формы | | A26622 | |
Начало формы Регулируют отношения между личностью и властными органами | | 1) | традиции | | 2) | менталитет | | 3) | моральные нормы | | 4) | политические нормы | | Конец формы | | D85E91 | |
Начало формы Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение __________ (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница __________ (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем __________ (3). Кроме того, в общественном __________ (4) та или иная__________ (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального __________ (6)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. | | А) | престиж | Б) | мобильность | В) | доход | Г) | мнение | Д) | неравенство | Е) | профессия | Ж) | власть | З) | авторитет | И) | общество | | | | Конец формы | | 310B3A | |
Начало формы Какие нормы предписывают человеку, находящемуся в общественном месте, иметь опрятный вид? | | 1) | моральные | | 2) | эстетические | | 3) | экономические | | 4) | политические | | Конец формы | |
Начало формы Установите соответствие между примерами и типами санкциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ САНКЦИЙ | А) | присвоение почетного звания | Б) | дружеская похвала | В) | комплимент | Г) | вручение грамоты | Д) | присуждение премии | Е) | лестный отзыв коллег | | | 1) | формальные | 2) | неформальные | | | | Конец формы | | CB41C2 | |
Начало формы По каким значимым признакам может быть выделена социальная группа? | | 1) | возраст, профессия, доход, образование | | 2) | пол, возраст, физические особенности организма, доход | | 3) | пол, физические особенности организма, профессия, доход | | 4) | физические особенности организма, темперамент, способности | | Конец формы | | 4A560D | |
Начало формы Гражданин Н. с детства увлекается собиранием птичьих перьев, ему удалось создать большую коллекцию. Какое поведение иллюстрирует этот пример? | | 1) | негативное отклоняющееся | | 2) | позитивное отклоняющееся | | 3) | соответствующее обычаям | | 4) | соответствующее традициям | | Конец формы | |
Начало формы Кризис современной семьи в демократических странах связан с | | 1) | ростом стремления людей к личной свободе и автономности | | 2) | увеличением рождаемости в обществе | | 3) | юридическим неравенством в правах мужчин и женщин | | 4) | недостатками школьного образования | | Конец формы | | BF60A1 | |
Начало формы При заполнении анкеты гражданин написал, что его национальность – калмык. Таким образом он определил свою принадлежность к общности | | 1) | демографической | | 2) | этнонациональной | | 3) | территориальной | | 4) | профессиональной | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. | Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах. | Б. | Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | | DB6F58 | |
Начало формы Нормы права, в отличие от норм морали, | | 1) | регулируют общественные отношения | | 2) | обеспечиваются силой государства | | 3) | основаны на представлениях о добре и зле | | 4) | являются воплощением идеала справедливости | | Конец формы | | 055AEB | |
Начало формы Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. __________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. | | А) | внутренний контроль | Б) | обязанность | В) | поведение | Г) | стратификация | Д) | социализация | Е) | внешний контроль | Ж) | санкции | З) | нормы | И) | долг | | | В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. | Конец формы | | 6EA73C | |
Начало формы В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. | Конец формы | | A61C1C | |
Начало формы Социология | «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго). | | Конец формы | | 5DAF70 | |
Начало формы По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты? | | 1) | территориальному | | 2) | этническому | | 3) | стратификационному | | 4) | конфессиональному | | Конец формы | | E79110 | |
Начало формы Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль | | 1) | избирателя | | 2) | члена формальной группы | | 3) | военнослужащего | | 4) | члена общественного объединения | | Конец формы | | 82FF6C | |
Начало формы Кризис современной семьи в демократических странах вызван, в частности, | | 1) | увеличением рождаемости | | 2) | отсутствием юридического равноправия мужчин и женщин | | 3) | различием политических взглядов супругов | | 4) | возрастанием трудовой занятости женщин вне дома | | Конец формы | | 0C4736 | |
Начало формы Ученые опросили группу 25-летних россиян. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в диаграмме. В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме? | | 1) | Россияне (независимо от пола) являются сторонниками патриархального типа отношений в семье. | | 2) | Большинство опрошенных россиян имеет многопоколенную семью. | | 3) | Мужчины почти в равной степени готовы как к патриархальному, так и к демократическому типу семейных отношений. | | 4) | Большинство участвовавших в этом опросе женщин предпочитают заниматься домашним хозяйством. | | Конец формы | | 5B9BD0 | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. | Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм. | Б. | Одним из методов социального контроля является убеждение. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Запишите слово, пропущенное в схеме. | Конец формы | | F00B6C | |
Начало формы Установите соответствие между примерами и видами социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | А) | общественные объединения должны быть зарегистрированы государственным органом | Б) | запрещается деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание межнациональной розни | В) | члены общественной организации обязаны уважать членов других организаций | Г) | свобода деятельности общественных объединений гарантируется законом | | | | | Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). | Конец формы | | C11ED8 | |
Начало формы Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2)Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3)Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4)Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике. | Определите, какие положения текста носят | | А) | фактический характер | Б) | характер оценочных суждений | | | Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. | Конец формы | |
Наши рекомендации