Конституционная характеристика Российской Федерации как социального государства
Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основные конституционные характеристики данного принципа:
1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь- такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;
2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это: — охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий;
- иные гарантии социальной защиты;
3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.
Конституционная характеристика Российской Федерации как светского государства.
Светское государство
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:
1. отделение церкви от государства. Этот принцип означает:
во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;
2) отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;
3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;
4) равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:
во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православияв истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон»;
во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.