Право народов на самоопределение: понятие, субъекты сферы и формы осуществления
ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ (наций)- в науке конституционного права понятие.означающее право народов (наций) определять форму своего существования, будь то в составе своего или другого государства. П. на с.н. в рамках существующего многонационального государства подразумевается иногда (с рядом существенных ограничений)конституциями федеративных государств (например. Конституцией РФ). Право народов на полное самоопределение(вплоть до выхода из состава существующего государства) с момента прекращения существования СССР не встречается ни в одной конституции мира (хотя провозглашено в одностороннем порядке, например, в Конституции Тывы 1993 г.).
любое требование самоопределения, по существу, опирается на субъективное убеждение, что существующее правление является "иностранным/ чужеземным", или "колониальным", и что его продолжение невозможно. На этом основании реально различить и понятийно развести случаи законных требований самоопределения и незаконных претензий на отделение (сецессию) становится практически невозможным;
требование самоопределения опирается также на субъективное убеждение, что данная группа представляет собой "народ", а не "меньшинство", что может оспариваться центральным правительством (например, не столь давние еще эпизоды в Чехословакии с отрицанием права словаков на самоопределение);
для ограничения самоопределения контекстом деколонизации использовались также ныне большинством специалистов отвергнутые принципы "соленой воды" (страна считалась колонией, если доминирующая группа и группа меньшинства оказывались разделенными океанской водой - ситуация так называемых "заморских" колоний) и "пигментации" ("угнетаемые" принадлежат другой расе);
для новых меньшинств в деколонизованных странах утверждалось, что они не находятся под иностранным господством, но являются частью неколониального государства, чья территориальная целостность охраняется международным правом (Южные Молуккские острова, Биафра, Западная Новая Гвинея, Катанга, Южный Судан, сомалийцы в Эфиопии и Кении, корсиканцы и многие другие).
Формы осуществления права на самоопределение
1.Создание суверенного и независимого государства;
2.Свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
3.Установление любого иного политического статуса, свободно определенного народом
Также в содержание принципа входят и экономические аспекты ( например: право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами).
Обязанности государств в свете данного принципа заключается не только в обязанности уважать право нации на самоопределение, но и содействовать ему. Также государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Народы вправе испрашивать и получать поддержку, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.
Самоопределение не должно осуществляться в ущерб суверенитету и политическому единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше;
и вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данное территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи (Декларации о принципах МП, касающаяся дружественных отношения между государствами в соответствии с Уставом ООН).
Субъектами права на национальное самоопределение являются как отдельные граждане (персональное, индивидуальное право), так и этнические общности, составляющие население того или иного государства (коллективное право).