Международные отношения в 18 веке
В феврале 1712 г. был созван конгресс в Утрехте, на котором были подписаны мирные договоры — Утрехтский — 11 апреля 1713г. и Раштадтский — 1714 г. Оба договора имели огромное значение в истории Европы XVIII века.
Бурбонам было дозволено остаться в Испании, но с условием, что король испанский никогда не будет одновременно королем французским. За это Испания должна была уступить: 1) Габсбургам — Неаполитанское королевство, Сардинию, часть Тосканы, Миланское герцогство и испанские Нидерланды; 2) курфюрсту Бранденбургскому — испанский Гельдерн (в Нидерландах); 3) герцогу Савойскому — Сицилию; 4) Англии — Гибралтар, укрепленный пункт на острове Минорке; Англия же приобрела гнусное «асиенто», т. е. предоставленное английской компании исключительное право торговли неграми. Франция поплатилась небольшими отрезками территории в пользу Габсбургов в Нидерландах, вывела свои войска из Лотарингии и уступила незначительные земли на юге герцогу Савойскому. Наибольшие потери Франция понесла в Америке. Здесь ей пришлось отдать земли вокруг Гудзонова залива, Ньюфаундленд и Акадию, т. е. земли к северу от реки св. Лаврентия, заселявшиеся французскими колонистами еще с начала XVII века. Это было прологом к ликвидации французских владений в Северной Америке. Для Англии наступал период полного ее преобладания на море.
Таким образом, как в конституциях отдельных штатов, так и в “Статьях конфедерации” и – позднее – в конституции США был воплощен ряд великих принципов, цель которых заключалась в том, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и не допускать роста тирании. Принципы эти содержат в себе следующие положения:
- законное правление требует согласия народа;
- деспотическое правление должно быть уничтожено, если необходимо – революционным путем;
- гражданская власть выше военной, которая должна быть ей подчинена;
- разделение законодательной, исполнительной и судебной сфер управления препятствует сосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании;
-·власть правительства ограничена и потому должна быть точно определена в писаных конституциях;
-·правительство действует на основе обусловленных норм, которые известны всем и нарушаются лишь изменниками и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдать условленные законы и процедуры, которые разрешены ему основным законом государства;
-·в общем и целом должностные лица избираются; должностные лица меньшего ранга могут назначаться, но, как правило, к должностным лицам следует относится с недоверием и связывать их ограничениями, самым важным из которых служит ограничение срока их пребывания в должности; наследственное обладание постом или властью категорически запрещено;
-·хотя 3 области государственного управления разделены, законодательные органы наделены большей властью, чем исполнительные; приняты все меры к тому, чтобы установить независимость судебных органов;
-·предусмотрена возможность внесения изменений в основной закон государства. В этом находит выражение демократическая концепция, то есть: мертвые не должны сковывать живых; человеку свойственно ошибаться как в том, что он совершает, так и в том, что он упускает, и поэтому исправление ошибок - неизбежная, а не зазорная вещь; общества растут и изменяются, меняются и социальные нужды, а потому социальные и политические учреждения должны быть подвержены изменению. Заранее предусмотреть необходимые для этого конституционные средства благоразумно и демократично;
-·географическая централизация власти может быть такой же опасной и пагубной, как и политическая централизация, следовательно, рассредоточение потенциала власти в местном и общенациональном масштабе усиливает контроль народа и препятствует установлению тирании;
В результате американской революции сложилась система государственного строя Америки, которая действует до сих пор.
Главной целью внешней политики России в 18 веке была борьба за выход к морю. Основными направлениями внешней политики были западное и восточное. Одними из главных внешнеполитических событий 18 века были Северная война, разделы Речи Посполитой, Семилетняя война, русско-турецкие войны, Азовские походы и Каспийский поход. Показателем возросшего влияния России на международную жизнь явилось ее активное участие в общеевропейском конфликте второй половины XVIII в. — в Семилетней войне 1756—1763 гг.
Россия вступила в войну в 1757 г. В первом же сражении у деревни Гросс-Егерсдорф 19 августа 1757 г. русские войска нанесли прусским серьезное поражение. В начале 1758 г. русские войска овладели Кенигсбергом. Население же Восточной Пруссии присягнуло императрице России — Елизавете. Кульминацией военной кампании 1760 г. было взятие 28 сентября русской армией под командованием Г. Чернышева Берлина: Фридрих II стоял на краю гибели, но его спас резкий поворот во внешней политике России, вызванный вступлением на престол Петра III, который сразу же разорвал военный союз с Австрией, прекратил военные действия против Пруссии и даже предложил Фридриху военную помощь. Лишь свержение Петра III предотвратило участие России в войне против своих вчерашних союзников. Участие России в Семилетней войне не дало ей никаких территориальных приобретений. В условиях обострившейся обстановки России удалось заключить союз с Пруссией. Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, в то время как Фридрих стремился к ее территориальному разделу.
При Екатерине напраления внешней политики остались теми же, что и при Петре. . В 1768 г. Османская империя объявила войну России. В течение первых лет войны турецкие войска вынуждены были оставить Хотий, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий. Необходимо особенно отметить два крупных сражения, окончившихся победой русских войск.
Первое произошло 25—26 июня 1770 г., когда русская эскадра, обогнув Европу, появилась в Средиземном, море и под Чесмой одержала блистательную победу. Месяц спустя произошло сражение при Кагуле, в котором отличился талантливый полководец П. А. Румянцев: русские войска под его командованием нанесли туркам серьезное поражение. На этом военные действия России не прекратились. Франция продолжала подталкивать Османскую империю к войне с Россией. С другой стороны, Австрия поддерживала Турцию, преследуя в этой войне свои цели, — завоевать часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск. В создавшихся условиях русское правительство вынуждено было согласиться на раздел Речи Посполитой. Конвенция 1772 г. оформила первый раздел Речи Посполитой. Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошли Поморье, а также часть Великой Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии.Теперь уже Турция в 1772 г. согласилась вести мирные переговоры. Военные действия возобновились. Русским войскам под командованием А. В. Суворова в июне 1774 г. удалось разгромить войска турок при Козлудже. Это вынудило противника возобновить переговоры. 10 июля 1774 г. переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора. По этому миру к России переходили Керчь, Еникале, а также Кабарда. Одновременно она получала право строительства военно-морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы. Однако турки уже в 1775 г. нарушили условия договора, самочинно провозгласили крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ русское правительство ввело в Крым войска и утвердило на ханском престоле своего кандидата — Шагин-Гирея. Соперничество двух держав в борьбе за Крым закончилось обнародованием 8 апреля 1783 г указа Екатерины II о включении Крыма в состав России.
В 1783 г. с Восточной Грузией был заключен договор, вошедший в историю под названием «Георгиевский трактат», который укрепил позиции народов Закавказья в борьбе против иранского и османского ига.
В конце июля 1787 г. султанский двор по дипломатическим каналам потребовал права на Грузию и Крым. Не дождавшись ответа от России, Османская империя начала военные действия нападением на крепость Кинбург, однако ее попытка была отбита войсками под предводительством А. В. Суворова.
Летом 1788 г. Швеция без объявления войны напала на Россию. Но несмотря на то, что главные силы русской армии в это время находились на Юге, шведам не удалось добиться каких-либо успехов. Балтийский флот под командованием адмирала С. К. Грейга разгромил шведов. Не принесли успехов Швеции и военные действия против России, предпринятые в 1789—1790 гг.
Одновременно продолжалась война и с Турцией. В разгроме османской армии и флота большая заслуга принадлежит выдающемуся российскому полководцу А. В. Суворову, стоявшему во главе армии, и незаурядному флотоводцу Ф. Ф. Ушакову.
В конце августа 1790 года была одержана морская победа над турецким флотом. Другим важным событием этого периода был штурм и взятие крепости Измаил. 2 декабря под Измаилом появился А. В. Суворов на рассвете 11 декабря начался штурм и крепость была взята русскими войсками.
Победы русских войск вынудили Турцию пойти на прекращение войны и в конце декабря 1791 г. заключить мирный договор, которым подтвердилось присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией.
В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань). А Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния.
Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения, во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские войска под командованием А. В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен.
В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г. Австрия ввела свои войска в Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия — в Краков. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от престола и до смерти в 1798 г. жил в России. Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины этнически близких к русскому народу, способствовало взаимному обогащению их культур. После подавления освободительного движения в Речи Посполитой между Россией, Англией и Австрией в конце 1795 г. был заключен Тройственный союз.
Русская культура 18 века.
В 18 веке в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании 18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, так же была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.
В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.
В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был так же создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.
В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно – образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.
В 1782 - 1786 годах, наконец- то была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.
Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В 18 веке в России образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования.
Понимая значимость образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под жесткий контроль.
Литературу 18 века можно поделить на 4 периода:
1-й период- литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.
2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.
3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века. Наиболее значимыми произведениями того времени считаются: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Недоросль» Д.И. Фонвизина и «ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ» М.В. Ломоносова.