Тема 4. Государственно-административное управление как сложное системное общественное явление
• Методология вопроса
• Специфика системы государственно-административного управления
• Закономерности функционирования и развития системы государствен
но-административного управления
Методология вопроса
Теория систем, системный анализ, системный подход прочно утвердились в качестве теоретико-методологического инструментария при анализе проблематики социального управления. Развитие теории систем как специфической области знания проходит период активной эволюции, многие ее дефиниции еще не приобрели законченных характеристик, общеупотребляемых формулировок. Ныне известно, до 40 определений понятия «система»[28].
Система — термин, который зачастую переводят с греческого как целое, состоящее из частей, совокупность взаимосвязанных элементов. Смысл слова в данном случае отражает лишь формальное содержание этой категории. Л. фон Берталанфи, известный как один из основоположников теории систем, представил общее определение системы как «совокупность взаимозависимых элементов, так связанных между собой, что если изменить один элемент, то изменяются остальные тоже и, следовательно, изменится вся совокупность»[29]. В отечественной школе развития системного мышления большую роль сыграло исследование А. А. Богданова. По существу, оно заложило становление в России организационной науки — новой теоретической и учебно-образовательной дисциплины, находящей сегодня широкое применение в социальном менеджменте. Выражая сущность системной концепции, исследователь подчеркивал: «Организационное целое оказалось на самом деле практически больше простой суммы своих составных частей, но не потому, что в нем создавались из ничего новые активности, а потому, что его наличные активности соединяются более успешно, чем противостоящие им сопротивления». Продуктивным является представление об организации как универсальной формы существования материн. Организация — это архитектура фрагментов материального мира, человеческой цивилизации. Организовать людей — значит, сгруппировать во имя какой-то цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразности единства[30].
Это сегодня осознается как основополагающая функция управления.
Академик П. К. Анохин также считал, что системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. Некая потенциальная сумма систем больше арифметической суммы ее составляющих. Система как целостность приобретает новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это свойство системы, отражающее закон перехода количества в качество, было определено понятием «эмерджментность» (от англ. етегвепсе).
И хотя понятие системы определяется по-разному, обобщим сказанное следующим образом: система — определенное множество взаимосвязанных компонентов (подсистем), образующих устойчивое единство, целостность, обладающую интегральными свойствами и закономерностями, сфокусированным, системным качеством.
/Любая система — глобальная и простейшая, социальная, техническая или биологическая — имеет общие сущностные характеристики.
1. Система существует в окружающей ее среде (внешней среде) и проявляется (функционирует), лишь взаимодействуя, связуясь с ней, адаптируясь во внешней среде, приспосабливаясь, реагируя на изменения, которые происходят во внешней среде. «Открытость» системы внешней среде во многом обеспечивает гомеостазис — способность системы сохранять и поддерживать свои качественные параметры в процессе приспособления к изменениям во внешней среде.
2. Система состоит из элементов, компонентов, подсистем (системообразующих составляющих). Каждый из этих элементов является относительно самостоятельным, может быть одновременно элементом другой системы — более высокого порядка и, напротив, может содержать в себе систему более низкого порядка, и элементы в системе так
связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменится вся совокупность — в этом отличие системы от конгломерата (толпа — не система).
Элементом будем рассматривать часть компонента, т. е. более мелкую структурную единицу, которая не влияет существенным образом на качество системы в целом.
3. Система образуется не от суммы элементов, а от целостности, когда отношения между составляющими элементами образуют интегративное качество (лат.integratio— объединение в целое каких-либо частей, обеспечивающее новое качество). Именно степень интегративности (взаимопроникновения) обеспечивает целостность (город — не сумма домов).
Целостность как результирующая взаимосвязи и взаимодействия всех элементов — компонентов и уровней, обеспечивает устойчивость и качественную определенность системы.
Качественная определенность может быть условно обозначена так:
— суммативная целостность (несформировавшаяся, разобщенная система);
— органическая (организованная) целостность;
— органичная, т. е. достигшая высшего единства, ставшая единым организмом целостность.
Разумеется, между данными состояниями нет «китайской стены», в жизни неупорядоченные, суммативные системы превращаются в организованные, органичные и наоборот.
4. Все системы не являются неизменными. Им присущи внутренние противоречия, они подвергаются внешним воздействиям, переживают периоды зарождения, становления, расцвета, упадка, старения, изнашивания, гибели. Таким образом, обязательный признак любой системы — ее существование во времени и пространстве.
5. Каждая система характеризуется тем, что имеет свое предназначение («если звезды загораются, значит, кому-то это нужно»), выполняет определенную функцию, т. е. вид воздействия, способы реализации своего предназначения.
6.. Каждая система структурно оформлена. Структура — строение системы, внутренняя форма организации системы как материи. В подавляющем большинстве случаев в системах может быть неизвестно точное количество элементов, всех свойств и многих связей. Однако есть системообразующие элементы и связи, то, что составляет сущность системы, ее самостоятельную силу и что передается структурой.
Итак, структура отражает наиболее существенные, системообразующие элементы (компоненты) и устойчивые связи между ними, т. е. то, что обеспечивает основные свойства системы.
Структура системы — ее внутреннее строение, отражающее взаиморасположение и взаимосвязь системообразующих компонентов; это организация целостности системы.
В порядке обобщения отметим: каждой системе присущи целеполагание, структурность, функциональность, целостность как результат взаимосвязи и взаимодействия элементов системы.
Социальные системы — наиболее сложные и значимые. Они образуются людьми, функционируют через деятельность людей, объектом их воздействия выступают опять же люди. Это обусловливает и силу, и уязвимость социального управления, его творческий характер и возможность проявлений субъективизма, волюнтаризма.
Люди одарены сознанием, поступают обдуманно или под влиянием страстей, но при этом всегда стремятся к определенной цели. Присущие им общие цели рождают общие интересы, несовпадение целей рождает конфликты. Однако целеполагание, целенаправленность составляют сущностный и ярко очевидный признак социальной системы, определяют сложность управляющего воздействия ее и на нее.
Для достижения цели требуются соответствующие усилия, что обусловливает необходимость функций организации, регулирования, согласования и т. д. Таким образом, функция организации и обеспечивающая ее подсистема управления есть важнейшая составляющая, основополагающий признак социальной системы. Можно сказать, социальная система — это всегда организованная (в той или иной степени) целостность.
Непременный атрибут социальной системы — стремление к самосохранению в имеющемся качестве, прямым следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям. При этом она не только приспосабливается к среде функционирования, но и сама активно воздействует на нее, влияет на взаимодействующие с ней системы. Отношения социальной системы с внешней
средой могут принимать форму сотрудничества или борьбы (с другими социальными системами, с природой), определять режим ее развития.
При самом общем подходе к разграничению социальных систем их можно разделить на два класса: системы как социальные явления (наука, искусство, право и т. д.) и системы — организации, созданные людьми в соответствии со структурой общественного бытия. Все они образуют многоступенчатую иерархию разнообразных социальных систем. Это обусловлено сложностью самого общества, постоянно развивающегося.
Общая теория систем в полном, целостном виде очень редко применялась к анализу государственного управления. Однако в последнее время целый ряд основополагающих ее понятий становится все белее популярным среди грсударстврведов, особенно такие понятия, как система власти, устойчивость, стабильность, обратная связь и т.д.
Система государственного управления — категория недавно рожденная, и поэтому трактовки этого термина достаточно плюралистичны противоречивы.
Термин имеет два взаимосвязанных аспекта.
В первом — система государственного управления представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных явлений в сфере управления. В этом случае категория является средством системного анализа государственного управления. Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию; государству, госвласти, госоргану и т.д. В данном случае выражение исследователя «система, с которой я имею дело» может обозначать то множество переменных (оргструктур, их состояний, взаимоотношений), которые составляют предмет анализа данным исследователем, изучающим сложную общественную систему и выделяющим в ней произвольно те или иные свойства, состояния. Допустимо систему государственного управления как интегрированное понятие выражать и через такие термины, как способ и механизм государственно-управляющего воздействия на общество, при этом имея в виду, что способ — метод, средства, приемы организации взаимодействия, интеграции всех субъектов и факторов в процессе принятия и реализации государственных решений, а механизм, по определению А. А. Богданова, — это «понятая организация процесса, все то, что в ней объяснено»[31].
Второй аспект представляет .более конкретное значение системы — реальный сложный механизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающий объективно существующие компоненты (организационные структуры, нормы, отношения, коммуникации). Это как бы «вещь, которая существует сама по себе», которую исследователь должен изучать во всей совокупности, а не произвольно выбирая отдельные переменные, элементу. В таком случае выражение исследователя «система, с которой я имею дело» может обозначать систему как данность, целостность, независимую от любого, изучающего ее наблюдателя.
Подчеркнем лишь еще раз, что атрибутом диалектически понятой системы государственного управления является ее интегративное, сфокусированное (системное) качество как результирующая взаимодействия компонентов, элементов системы, которая, в свою очередь, обладает богатым разнообразием присущих ей и ее элементам свойств. Их наличие обусловлено тем, что каждый компонент в процессе взаимодействия с другими в своей интегративной совокупной связи участвует в создании «системного качества». В силу этого система в целом и каждый составляющий ее компонент (элемент) приобретают системные качества.
Мы различаем понятия целого и целостного. Целое — состоящее из частей, взаимодействующих друг с другом. Целостность — единство, интегративная данность. Это результат взаимодействия и взаимосвязи всех госорганов и уровней госуправления, обеспечивающих устойчивость и качественную определенность системы госуправления. Целостность обнаруживает себя не только во внутренних связях и отношениях, но и прежде всего в процессе взаимодействия госструктур с общественной средой. Именно здесь особенно рельефно обнаружи вается целостность системы, ее способность ответить на вызов, новые ' потребности общества, противостоять внешним разрушительным раздражителям.
'Элементом системы будем называть ее части, внутреннее строение которых не является определяющим для функционирования системы в целом.
Компонентами, подсистемами будем называть Системообразующие части, создающие качественность в данной системе, имеющие в структуре системы объективно необходимое место и выполняющие в ней
> базовые функции системы.
Все компоненты взаимосвязаны, но одновременно относительно автономны и сами образовывают свою систему элементов. В принципе каждый субъект и носитель государственно-управляющего воздействия и каждый гражданин могут рассматриваться как своеобразная система: знаний, сознания, поведения, ощущений, интересов, концепций и ценностей, моделей поведения.