Департаменты с правами юридического лица в центральных
аппаратах государственных органов:
Комитет государственного контроля:
Департамент финансового мониторинга;
Департамент финансовых расследований;
Управление делами Президента Республики Беларусь:
Департамент по гуманитарной деятельности;
Министерство внутренних дел:
Департамент исполнения наказаний;
Департамент охраны;
Департамент по гражданству и миграции;
Департамент финансов и тыла;
Министерство иностранных дел:
Департамент внешнеэкономической деятельности;
Министерство культуры:
Департамент по кинематографии;
Министерство обороны:
Департамент транспортного обеспечения;
Национальное агентство по контролю и инспекциям;
Министерство образования:
Департамент контроля качества образования;
Министерство по чрезвычайным ситуациям:
Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
Департамент по материальным резервам;
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности;
Департамент по ядерной и радиационной безопасности;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды:
Департамент по геологии;
Департамент по гидрометеорологии;
Министерство связи и информатизации:
Департамент информатизации;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия:
Департамент по мелиорации и водному хозяйству;
Департамент по хлебопродуктам;
Министерство спорта и туризма:
Департамент по туризму;
Министерство транспорта и коммуникаций:
Департамент «Белавтодор»;
Департамент по авиации;
Министерство труда и социальной защиты:
Департамент государственной инспекции труда;
Министерство финансов:
Департамент государственных знаков;
Департамент по ценным бумагам;
Министерство экономики:
Департамент по предпринимательству;
Департамент по санации и банкротству;
Департамент ценовой политики;
Министерство юстиции:
Департамент по архивам и делопроизводству;
Государственный комитет по имуществу:
Фонд государственного имущества;
Государственный комитет по стандартизации:
Департамент контроля и надзора за строительством;
Департамент по энергоэффективности.
Министерство Республики Беларусь- республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.
Правовой статус министерства закрепляется в Положении о нем.
Министерства образует, реорганизует и упраздняет Президент. Он также назначает и освобождает от должности министров.
Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, подотчетен Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь. В своей деятельности он руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, а так же постановлениями Совета Министров Республики Беларусь распоряжениями Премьер-министра и иными актами законодательства.
Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и постановления. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются в форме постановлений. Принимаемые министерствами иные нормативные правовые акт (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.
В министерствах имеются совещательные органы - коллегии. Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председателем коллегии является министр. Решения коллегии, как правило, проводятся в жизнь постановлениями и приказами. Если министр не согласен с решением, принятым коллегией, он проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь.
Государственный комитет Республики Беларусь- это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществляющий в большинстве случаев межотраслевое управление).
Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента, по должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.
Государственный комитет выполняет две группы задач:
а) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой - главная задача, ради которой орган был создан;
б) линейное руководство подчиненными ему организациями -внутриведомственное управление.
Оперативное руководство межотраслевой деятельностью и внутриведомственное управление осуществляются председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями.
В структуре министерств и государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств, государственных комитетов и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета.
Министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь,не являются республиканскими органами государственного управления и не обладают соответствующими властными полномочиями. Руководители этих государственных организаций не входят в состав Правительства, за исключением председателя правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Все республиканские органы государственного управления, как правило, имеют подчиненные органы, учреждения, предприятия. Вместе они образуют систему. Во главе такой системы находится республиканский орган государственного управления, а нижестоящие звенья находятся, как правило, в административно-территориальных единицах. Так, в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь» указывается, что «в целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться в установленном порядке их территориальные органы», так называемые местные органы государственного управления.
При этом необходимо учитывать, что понятие «местные органы государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». Кроме органов местного управления в него включаются государственные органы министерств, государственных комитетов на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям).