Управленческие решения в государственном управлении
План:
1. Понятие управленческих решений
2. Выбор целей в госуправлении
3. Выбор средств достижения целей в госуправлении
4. Организация исполнения управленческих решений в госуправлении
Вопрос
1) Управленческие решения – решения, принимаемые управленцем в пределах своей компетенции для достижения целей и задач, стоящих перед его должностью и перед организацией в целом.
Решение – выбор из альтернатив.
Решение должно содержать информацию о целях и средствах их достижения.
Виды управленческих решений в государственном управлении:
1. По субъекту принятия: единоличные и коллегиальные.
2. По причинам возникновения: запланированное, по распоряжению вышестоящих органов, инициативные и ситуационные (которые принимаются под давлением обстоятельств).
3. По форме закрепления: устные и письменные
4. По степени сложности: стандартные (принимаются в типовых ситуациях с использованием ранее наработанных методов) и нестандартные.
5. По срокам исполнения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
Требования, предъявляемые к управленческим решениям в государственном и муниципальном управлении:
1. Законность
2. Компетентность (в рамках должностных полномочий)
3. Результативность
4. Эффективность
5. Непротиворечивость другим решениям данного органа и решениям вышестоящих инстанций
6. Своевременность
Управленческое решение можно рассматривать как акт (конечный результат) и как процесс.
Основные этапы управленческого решения:
1. Признание необходимости
2. Выработка
3. Обеспечение реализации управленческого решения
4. Эти этапы образуют элементарный управленческий цикл
Управленческое решение – первичная клеточка управления, поскольку весь процесс управления можно рассматривать как сложное переплетение отдельных управленческих решений.
Признание необходимости управленческого решения:
1. Осознание, что проблема существует.
2. Интерпретация и формулировка проблемы
3. Осознание того, что устранить проблему можно с помощью управленческих действий
Проблема – трудность. Трудности, возникающие в госуправлении, могут состоять в том, что:
1. Организация не достигает поставленной цели.
2. Расхождение желаемого и действительного.
«Желаемое» в госуправлении задается:
1) Нормативными актами
2) Проводимой политикой
3) Управленческими решениями вышестоящих органов управления
4) Предшествующими управленческими решениями.
Проблемы бывают структурированные (нередко возникают в управленческой практике и имеют отработанные способы решения) и неструктурированные (не имеют отработанных способов решения).
Выработка управленческого решения. Будет рассмотрена во втором и третьем вопросах.
2) Цель - желаемое будущее состояние объекта управления.
Правила формулировки целей:
1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно с указанием сроков и проверяемых на практике критериев
2. Цель должна быть реальной.
3) Средства должны быть:
1. Реальными, т.е. средствами, которые есть в наличии
2. Результативными
3. Эффективными
Результативность – способность достигать поставленной цели.
Результативность = результат/цель
Эффективность – соотношение затрат и результатов. Затраты и результат понимаются в духе теории обмена. Затраты – то, что препятствует, а выгоды – то, что способствует удовлетворению потребностей.
Оптимальное решение:
1. Из всей системы значимых показателей выбирается один приоритетный.
2. Он максимизируется или минимизируется
3. На все другие показатели накладывают ограничения
4) Исполнение решения:
1. Официальное принятие решения
2. Организация исполнения решения
3. Контроль за исполнением
Этапы процесса контроля:
1. Выбор контрольных точек. Контрольные точки задаются сроками и проверяемыми параметрами.
2. Снятие контрольной информации
3. Сравнение реального состояния с желаемым
4. Анализ характера отклонений
5. Принятие решения о необходимости корректирующих воздействий
6. Реализация корректирующих воздействий
Виды контроля:
1. По характеру контрольных точек контроль бывает:
· предварительный (контроль за качеством самого решения и всех «входов», связанных с реализацией решения);
· промежуточный (контроль самого процесса достижения цели);
· итоговый (проверка окончательных результатов).
2. По объекту контроля:
· Контроль за состоянием общества
3. По субъекту контроля:
· Государственный (политический – осуществляется законодательными органами и политическими партиями, административный – осуществляется вышестоящими органами над нижестоящими, судебный – осуществляется судами РФ и Прокуратурой; общественный – осуществляется гражданами, общественными организациями, СМИ)
Методы контроля в госуправлении:
1. Анализ документов, дающих информацию о состоянии объекта (планы, отчеты, статистика, справки).
2. Непосредственное изучение положения дел на месте.
3. Заслушивание отчетов должностных лиц.
4. Систематическая аттестация госслужаших.
Результаты контроля:
1. Контроль за деятельностью конкретных должностных лиц. По итогам могут быть приняты дисциплинарные решения (соответствие/несоответствие занимаемой должности, повышение/понижение, санкции) и меры экономического характера.
2. Контроль за деятельностью органов госуправления. Могут приниматься меры организационного характера (кадровые перемены, реструктуризация) и назначение новые сроки контроля.
Вопрос
Контроль за исполнением управленческих решений
Принципы контроля за исполнением управленческих решений:
1. Полнота. Контролю подлежат все управленческие решения
2. Личная ответственность за исполнение распорядительного документа (несет глава органа, которому этот документ адресован)
3. Единство подготовки распорядительного документа и контроля за его исполнением (кто готовил, тот и контролирует)
4. Полнота содержания распорядительного документа. Распорядительный документ должен содержать цели, средства, исполнителей, ресурсов и контроля.
Распорядительный документ – официальный документ, в котором до исполнителя доводится информация о принятом управленческом решении.
Основные разновидности контролируемых распорядительных документов:
1. Распорядительные документы вышестоящих органов
2. Распорядительные документы, принимаемые в самом органе госуправления, протоколы совещания при руководителе, поручения руководителя
3. Письма и обращения граждан
Порядок работы с распорядительными документами. Официально закреплен в инструкциях по делопроизводству + нормативные акты по работе с обращениями граждан.
1. Распорядительный документ регистрируется в соответствующем подразделении (сектор делопроизводства, общий отдел, контрольное управление).
2. Документ передается руководителю органа, он определяет конкретного исполнителя.
3. Передается исполнителям
4. Ставится на контроль. Ответственность за исполнение документа несет глава органа.
5. Снимается с контроля после решения о его исполнении, принимаемого главой органа
6. В случае необходимости составляется официальный ответ с сообщением о принятых мерах. Документ подписывается главой органа, указывается Ф.И.О., должность и телефон исполнителя.