Основные принципы формирования местного бюджета
Важнейшими принципами формирования местного бюджета являются:
· выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;
· перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3-4 летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность местных сообществ самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;
· повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета /28/.
Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РК, уставом местных сообществ.
Выделяются следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в местных сообществах:
а) разработка плана-прогноза социально-экономического развития местного сообщества;
б) составление местного бюджета;
в) внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение представительного органа;
г) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете представительным органом;
д) утверждение местного бюджета постановлением представительного органа;
е) опубликование постановления представительного органа об утверждении местного бюджета;
ж) исполнение местного бюджета;
з) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;
и) составление отчета об исполнении местного бюджета;
к) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;
л) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
м) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;
н) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах) /15/.
Технология бюджетного процесса
Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу. Нарушение этапности бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность.
Рассмотрим более подробно каждую из указанных стадий бюджетного процесса.
1. Разработка плана-прогноза. План-прогноз социально-экономического развития местного сообщества должен разрабатываться на основе статистических и иных данных за последний отчетный период.
Одновременно должен составляться перспективный (среднесрочный) финансовый план (на три года), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования финансового плана является бюджет текущего года (с учетом кассового исполнения бюджета предыдущего года). План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется.
Составной частью плана-прогноза является план развития муниципального сектора экономики, который включает перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной численности муниципальных служащих по главным распорядителям. Органы местного самоуправления вправе разработать долгосрочные целевые программы /28/.
2. Составление бюджета. Составление бюджета является ключевым этапом бюджетного процесса. Эта работа должна основываться на плане-прогнозе социально-экономического развития местного сообщества на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, а также основных направлениях бюджетной и налоговой политики на планируемый период.
Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган местного сообщества.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распорядителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг.
Одновременно с составлением бюджета выполняется расчет (оценка) потерь местного бюджета от предоставленных налоговых льгот, а также оценивается ожидаемое исполнение бюджета за текущий финансовый год. Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета любого уровня являются: объем валового внутреннего продукта (ВВП) на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году, а также уровень инфляции.
К основным характеристикам бюджета любого уровня относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
В проекте постановления о местном бюджете на очередной финансовый год должны содержаться: