Основные принципы формирования местного бюджета

Важнейшими принципами формирования местного бюджета являются:

· выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;

· перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3-4 летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность местных сообществ самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;

· повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета /28/.

Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РК, уставом местных сообществ.

Выделяются следующие основные стадии (этапы) бюджетного процесса в местных сообществах:

а) разработка плана-прогноза социально-экономического развития местного сообщества;

б) составление местного бюджета;

в) внесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение представительного органа;

г) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете представительным органом;

д) утверждение местного бюджета постановлением представительного органа;

е) опубликование постановления представительного органа об утверждении местного бюджета;

ж) исполнение местного бюджета;

з) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;

и) составление отчета об исполнении местного бюджета;

к) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;

л) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

м) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;

н) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах) /15/.

Технология бюджетного процесса

Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу. Нарушение этапности бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность.

Рассмотрим более подробно каждую из указанных стадий бюджетного процесса.

1. Разработка плана-прогноза. План-прогноз социально-экономического развития местного сообщества должен разрабатываться на основе статистических и иных данных за последний отчетный период.

Одновременно должен составляться перспективный (среднесрочный) финансовый план (на три года), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования финансового плана является бюджет текущего года (с учетом кассового исполнения бюджета предыдущего года). План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется.

Составной частью плана-прогноза является план развития муниципального сектора экономики, который включает перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной численности муниципальных служащих по главным распорядителям. Органы местного самоуправления вправе разработать долгосрочные целевые программы /28/.

2. Составление бюджета. Составление бюджета является ключевым этапом бюджетного процесса. Эта работа должна основываться на плане-прогнозе социально-экономического развития местного сообщества на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, а также основных направлениях бюджетной и налоговой политики на планируемый период.

Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган местного сообщества.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распорядителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг.

Одновременно с составлением бюджета выполняется расчет (оценка) потерь местного бюджета от предоставленных налоговых льгот, а также оценивается ожидаемое исполнение бюджета за текущий финансовый год. Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета любого уровня являются: объем валового внутреннего продукта (ВВП) на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году, а также уровень инфляции.

К основным характеристикам бюджета любого уровня относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте постановления о местном бюджете на очередной финансовый год должны содержаться:

Наши рекомендации