Практика референдумов в российской федерации

Как уже ранее говорилось автором данной работы, институт референдума появился в нашей стране сравнительно недавно, однако на сегодняшний день Российская Федерация имеет определенный опыт практики референдумов.

Нельзя не упомянуть ещё раз референдумы, проводимые в нашем современном государстве - Российской Федерации. Для более наглядного отображения референдумов, автор разделят их, как и в работе, на: общероссийские референдумы, референдумы субъектов Федерации и местные референдумы.

К общероссийским референдумам следует отнести следующие:

1. Референдум 25 апреля 1993, сущностью которого являлись вопросы доверия Президенту РФ Борису Ельцину; одобрения социально-экономической политики правительства, проводимой с 1992 года; досрочных выборов Президента и досрочных выборов народных депутатов.

2. Референдум 12 декабря 1993 года, главным вопросом которого было принятие новой Конституции РФ, где приняли участие около 55% избирателей, 58% которых высказалось ЗА принятие таковой. Данный референдум является последним общероссийским референдумом.

К референдумам субъектов Федерации можно отнести следующие референдумы:

1. Референдум, проводимый 26 марта 2000 года в Удмуртской республике, сущностью которого стал вопрос об осуществлении государственной власти в республике. «ЗА» внесение поправок высказалось 68.8% от общего количества участников референдума. В соответствии с 36 статьей Закона Удмуртской республики «О референдуме» Избирательная комиссия данного субъекта приняла постановление о результатах референдума по вопросу внесения поправок в Конституцию Удмуртской республики.

2. Референдум 6 мая 2001 года в республике Тыва по вопросу принятия новой Конституции, где за поддержку нового проекта высказалось свыше 85% участников голосования. В связи этим, после официального подведения результатов референдума, Конституция была подписана Президентом и вступила в силу.

К местным референдумам можно отнести:

1. Референдум, проводимый в марте 2009 года в Оленинском районе Тверской области, на который выносилось 2 вопроса: 1) Считаете ли Вы необходимым сохранение в Уставе Оленинского района Тверской области нормы следующего содержания: Глава Оленинского района избирается жителями Оленинского района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет в порядке, установленном Федеральными законами, законами Тверской области и настоящим Уставом? 2) Считаете ли Вы необходимым сохранение в Уставе Оленинского района Тверской области нормы следующего содержания: Администрацией Оленинского района руководит глава Оленинского района на принципах единоначалия? – результатом проведенного референдума, в котором приняли участие около 75% избирателей стал отказ от «двуглавой» системы управления на территории России с однозначными результатами.[23]

2. Местный референдум, проводимый в июле 2006 года в Великом Новгороде по вопросам избрания и статуса главы муниципального образования. Данный референдум признан несостоявшимся в связи с недостаточной явкой избирателей (на референдум пришло лишь 4.5% процента избирателей).

Данный перечень автор мог продолжить ещё большим количеством проводимых в РФ референдумов, однако автор считает, что данного количества будет вполне достаточно. Стоит только отметить, что не все инициативы находят свое выражение в дальнейшем. Даже в случаях регистрации инициативных групп, одобрения вопроса, выносимого на референдум – он может быть признан не состоявшимся, что также показал автор в этой главе.

Вывод

Референдум, проводимый в Российской Федерации, на основании российского законодательства является основным способом свободного волеизъявления граждан.

В случае, если все этапы подготовки и реализации референдума были соблюдения в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», референдум признается состоявшимся. А официальное решение, принятое по его итогам вступает в силу.

История России знает не так много случаев проведения референдума, однако, в связи с современным курсом развития нашего государства, а именно становлении его как одного из самых демократических государств во всем мире, институту референдума уделяется большое внимание. В связи с чем, ученые-юристы продолжают изучать данный демократический институт волеизъявления граждан и создавать более конкретизированную нормативно-правовую базу для данного явления.

Как итог, следует заметить, что проведение референдумов, как одного из важнейших демократических институтов, будет поддержано широкими массами граждан нашего государства, которые будут иметь цель принять непосредственное участие в политической жизни Российской Федерации и принять участие в решении важнейших вопросов устройства России.


Наши рекомендации