Формы социального взаимодействия
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
- оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
- оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения, взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
- оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
- оно выражает субъективные намерения участников.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
1. физическое (запись на бумаге, передача книги);
2. вербальное, или словесное (лекция, диалог, оскорбление, приветствие «здравствуйте», разговор по телефону, отправка SMS сообщения);
3. жестовое (передается субъективное отношение к информации и стремление оказать влияние на реципиента);
4. мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Три первых относятся к внешним действиям, четвертое - к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.
Существуетфокусированноевзаимодействие инефокусированное. Фокусированное – возникает тогда, когда индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит и делает, а нефокусированное взаимодействие чаще всего происходит в местах массового скопления людей на улице, в супермаркете.
Предположительное, ожидаемое расстояние между партнерами в процессе взаимодействия, обусловленное их социальными ролями, культурным и ситуационным контекстом называется дистанцией взаимодействия. Выделяют интимную, личностную, социальную и публичную дистанции.
В форме социальных контактов и социального взаимодействия находят выражение социальные связи.
Социальный контакт - это связь между людьми, которая носит поверхностный характер, в ней отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу.
Социальные связи часто включают в себя элементы координации и субординации. Координация – это определенная согласованность элементов, а субординация – это подчиненность и соподчиненность элементов в целостной системе
Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
1. экономическая;
2. профессиональная;
3. семейно-родственная;
4. демографическая;
5. политическая;
6. религиозная;
7. территориально-поселенческая.
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
1. Кооперация - сотрудничество, взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;
2. Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами), предполагающая отстранение, опережение или подавление соперника.
3. Конфликт - скрытое или открытое противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или ресурсов предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника. Взаимодействие социальных групп, кончающееся их гибелью или гибелью одной из сторон называется антагонизмом.
В социологии существует несколько подходов или концепций, по-разному объясняющих природу взаимодействия:
- Концепция социального обмена Дж. Хоманса - характеризует социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. П. Сорокин рассматривая взаимодействие как обмен выделял три типа социального взаимодействия: обмен идеями, обмен волевыми импульсами и обмен чувствами
- Символический интеракционизм Дж. Мида, Герберта Блумера - диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей. Взаимодействие это обмен знаками.
- Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвина Гофмана. Спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ. Основываясь на теории «Зеркального Я» Ч. Кули, умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама
- психоаналитическая теория межличностного взаимодействия З.Фрейда объясняет поведение человека теми ценностями и ожиданиями, которые усвоены и привиты в детстве
Если взаимодействие повторяется или оно существует длительное время, оно приводит к становлению социальных отношений. То есть социальные отношения это – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Отношения, которые коренятся в различиях, называются гетерофилией.
Социальные отношения охватывают широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, национально-этническими, религиозными и другими.
Социальные отношения являются необходимой предпосылкой для образования различных социальных групп и общностей.