Правовые основы государственного управления в области культуры
Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями и дополнениями) <*>. Это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на "свободную профессию"; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны. Главное - это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, подписанной Президентом в сентябре 2000 г. <*>, особо подчеркнута важность информационной деятельности. Интересы государства состоят в том, чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на информацию, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Важное значение для управления в сфере культуры и массовых коммуникаций имеют Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями) <*>, Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г., "О библиотечном деле" от 29 декабря 1994 г., "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г., "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" от 15 апреля 1998 г., "О народных художественных промыслах" от 6 января 1999 г., "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г., "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 г., Постановление Правительства "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" от 25 марта 1999 г. и другие нормативные правовые акты.
Управление на определенных участках культурного строительства осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, театральных деятелей, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.
Указом Президента от 14 мая 2004 г. утверждено Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента РФ <*>. Основными задачами Управления являются обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий и подготовка ему предложений по вопросам государственной политики; предоставление средствам массовой информации сведений о деятельности Президента, об издаваемых им актах, заявлениях, выступлениях, встречах главы государства и других мероприятиях с его участием.