В3. Напишите название города, о котором говорится в тексте
«Слух об основании города в устье Невы распространился среди западноевропейских купцов, и в ноябре 1703 г. на реке пришвартовался первый иностранный корабль, доставивший соль и вино. На радостях петербургский губернатор щедро наградил за отвагу шкипера, рискнувшего пробиться к городу, минуя шведских каперов: ему была выдана премия в 500 золотых, а каждый матрос получил по 30 талеров.
Строителям будущей столицы доводилось испытывать на себе невзгоды сурового климата и капризы Невы. Все эти неудобства не смущали Петра. В его глазах новый город выглядел Парадизом, т. е. раем. В письмах царя встречаются такие фразы: «Не могу не писать вам из здешнего Парадиза...»; «Истинно, что в раю здесь живем...».
Ответ:__
В4. Установите соответствие между названиями коллегий и сферами их деятельности.
Коллегии Сферы деятельности
A) коммерц-коллегия 1) горное дело
Б) берг-коллегия 2) строительство дорог
B) коллегия экономии 3) внутренняя и внешняя торговля
Г) штатс-контор-коллегия 4) финансы .
5) бывшие церковные имущества
В5. Напишите, в каком году происходили описанные в тексте события.
«Отправляясь в Прутский поход, Петр оставил вместо себя комиссию в составе девяти человек, которую назвал Правительствующим Сенатом. Сенат, по мысли Петра, был создан не только как временное учреждение, но и как постоянно функционирующий высший правительственный орган. Отсюда и его название «Правительствующий». Сенат должен был ведать финансами, торговлей, заботиться об увеличении доходов, следить за
действиями высших чиновников и учреждений, наблюдать за судопроизводством, а также разрабатывать проекты новых законов, которые должны были поступать на утверждение царя».
Ответ:_
В6. О какой крепости говорится в тексте?
«В начале мая армия и флот в составе 27 галер и галиасов и огромного числа стругов двинулись к городу. 20 мая русские войска начали вторую осаду крепости. Турки то ли не ожидали, что русские, не откладывая дела в долгий ящик, предпримут новый поход уже в следующем году, то ли надеялись на неприступность крепостных сооружений, но палец о палец не ударили, чтобы засыпать прошлогодние подкопы и траншеи. Это значительно упростило задачу царским войскам, и они беспрепятственно заняли свои старые траншеи».
Ответ:
В7.Установите соответствие между названиями городов, крепостей и местами их расположения.
Города, крепости
A) Архангельск
Б) Полтава
B) Екатеринбург
Г) Кронштадт
Места расположения
1) Финский залив
2) Урал
3) Украина
4) побережье Белого моря
5) Поволжье
В8. Установите соответствие между событиями и датами.
События Даты
A) окончание Великого посольства 1) 1722 г.
Б) второй Азовский поход 2) 1796 г
B) принятие Табели о рангах 3) 1798 г,
Г) победа русского флота у острова 4) 1710
г Гренгам
5)1720 г
В 9. Напишите имя короля, о котором идет речь в документе, «21 ноября 1700 г. король торжественно вошел
Нарву, где полковнику Горну пожаловал чин генерал майора. Туда же были доставлены 79 взятых в плен русских офицеров, среди которых было 10 генералов. Перед королем вставал вопрос: куда направить свое победное войско? У него был выбор. Он мог развивать успех, достигнутый под Нарвой, продолжать военные действия против России и продиктовать ей угодный для себя мир, либо направить армию в Речь Посполитую против Августа II».
Ответ:__
В10. Отметьте названия гвардейских полков, сформированных при Петре I.
1) Преображенский
2) Лефортовский
3) Меншиковский
4) Кантемировский
5) Семеновский
6) Полтавский
В11. Расположите события в хронологической последовательности.
A) Учреждение Академии наук Б) первый Азовский поход
B) начало издания газеты «Ведомости» . Г) издание Табели о рангах
Часть 3
Прочитайте фрагмент из работы историка Н. Н. Молчанова и ответьте на вопросы. ^
«Вместе с великими послами Петр первый раз в жизни посетил театр. Неизвестно, понравился ли ему балет «Очарование Армиды», но скоро в Москве по его приказу тоже появится театр. На другой день — осмотр верфей, затем торжественный обед с грандиозным фейерверком. Как ни обожал Петр эту огненную забаву, ему, однако, не сиделось на месте. Во время обеда сообщили о решении директоров Ост-Индской компании разрешить ему с товарищами принять участие в сооружении судов, а для изучения всего процесса постройки корабля будет специально заложен новый фрегат. Петр немедленно решает ехать в Саардам за своими инструментами. Но близится полночь, плыть в темноте на маленьком буере очень опасно, и голландцы уговаривают Петра остаться. Здесь еще не знают, что его просто невозможно остановить,
если он принял решение. Рано утром 20 августа он возвращается из Саардама прямо на Ост-Индскую верфь и немедленно приступает к работе. С группой из 10 русских волонтеров царь поселился здесь же, в доме канатного мастера. 22 августа, в воскресенье, в честь послов устраивают показательный морской бой 40 военных кораблей. Охваченный азартом сражения, Петр переходит на военную яхту и берет над ней команду... Ревностно работая плотником, он успевает писать множество писем, и они дышат энергией и радостью. Однако это не значит, что Петр всецело поглощен только одним делом. Из его писем к Виниусу видно, что он тщательно следит за переговорами между союзниками и французами в Рисвике и высказывает свои прогнозы. Видно также, что он самым внимательным образом наблюдает за событиями в Польше и требует быстрой информации. Он постоянно руководит работой... (дипломатов) и таким образом держит в своих руках руководство внешней политикой России».
С1. Укажите название дипломатической миссии, участником которой был Петр I. Когда она осуществлялась?
С2. Какие задачи стояли перед Петром и его приближенными в этой поездке? (Укажите не менее двух задач.) Какие страны они посетили? (Укажите не менее двух стран.)
СЗ. Чем был занят Петр в поездке? (Укажите не менее трех занятий.) Какие новые умения он приобрел? (Укажите не менее двух умений.)
С4. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией на черноморском направлении в последнее десятилетие XVII в.? (Укажите не менее двух задач.) Перечислите действия Петра I, направленные на решение этих задач. (Укажите не менее двух положений.)
С5. Ниже представлены две точки зрения на государственную деятельность Петра I.
1. Благодаря деятельности Петра I Россия стала великой державой, все стороны жизни страны были охвачены реформами, которые позволили России приблизиться по уровню развития к ведущим государствам Европы.
2. Преобразования Петра I во многом носили искусственный характер; несмотря на некоторые внешние заимствования, произведенные Петром, русское общество по-прежнему сильно отличалось от западноевропейского.
Укажите, какая точка зрения представляется вам более справедливой. Приведите не менее трех фактов, аргументов, которые подтверждают ваше мнение.
Сб. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В конце сентября 1708 г. русские войска под руководством Петра I разбили у деревни Лесной корпус шведского генерала А. Левенгаупта.
Каковы причины того, что русские войска начали одерживать победы над шведами в ходе Северной войны? (Укажите не менее трех причин.) Какие победы в дальнейшем одержала русская армия в этой войне? (Назовите не менее трех сражений.)
С7. Сравните положение Русской православной церкви в начале XVII в. и в конце первой четверти XVIII в. (Укажите не менее двух общих черт и не менее трех различий.)
Общее • | |
Различия | |
• | |
• | • |
• | • |
Тема 5