Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации
Проблема соотношения национального и международного права приобретает в современных условиях универсальное значение. Она проявляется, по мнению Ю.А. Тихомирова, как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во всё большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В российском праве основы правового регулирования «пересечения» данных сфер закрепляются в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации[73]. В соответствии с ней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью отечественной правовой системы. В подтверждение этого в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия рекомендовалось принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы России[74]. Аналогичное положение содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[75].
Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов. В доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего международного права. К ним относятся: нормы, содержащиеся основополагающие принципы международного права; нормы общего международного обычного права; общие принципы права; признанные цивилизованными нациями[76].
Можно согласиться с мнением М.В. Баглая, который считает, что «формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». В силу этого использование норм международного права должно определяться национальным законодательством»[77]. Согласно уже упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Некоторые правоведы утверждают, что использование и применение норм международного права не меняет их международно-правового характера и содержания, что они не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объёме, что и в международном праве. Другие учёные делали попытку доказать, что в сфере национального права могут действовать только нормы внутреннего права и органы государства руководствуются только этими нормами[78].
По мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма международного права изменяет свою природу и должна рассматриваться субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права[79]. Е.Т. Усенко считает, что, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, нормы международного права все же сохраняют свою автономность[80]. Американский ученый Л. Хенкин, рассматривая роль принципов международного права в развитии института прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве, отмечает, что «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное законодательство»[81]. Международное право, хотя и играет огромную роль в развитии современного российского законодательства, но оно не может заменять его. Возможность применения норм и принципов международного права и его рамки должны определяться национальным законодательством.
При использовании в правоприменительном процессе международных договоров необходимо принимать во внимание, что имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[82] под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Ратификация (утверждение, принятие) международного договора означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О международных договорах» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. Согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора может выражаться в следующих действиях: подписание договора; обмен документов, образующих договор; ратификация договора; утверждение договора; принятие договора; присоединение к договору; применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. В законе перечисляются виды международных договоров, подлежащих ратификации. В зависимости от уровня договаривающихся сторон различаются: межгосударственные договоры; межправительственные договоры; договоры межведомственного характера.