Конституции Российской Федерации. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. То есть структура - это внутреннее разделение нормативно-правового акта на отдельные части. Соединение отдельных конституционно-правовых норм в единую статью, главу (часть) происходит в зависимости от общности регулируемых ими правовых отношений. Обычно конституции состоят из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.
Преамбула - это вступительная часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия конституции. Положения преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Преамбула не обладает определённой юридической силой. Политическое значение преамбулы заключается в том, что в ней излагаются основные положения, на которых основывается Конституция, и цели, которые она преследует. В ней определяются ценности, которые занимают доминирующее положение в иерархии общественных ценностей[110]. Преамбула выступает в качестве ориентиров, помогающих лучше понять сущность конституционных норм, способствует их правильному толкованию и применению.
Огромное значение преамбулы подтверждается правотворческой практикой при создании Конституции Франции 1958 г. По мнению авторов проекта этого нормативного правового акта, Преамбула Конституции Франции 1946 г. играла самостоятельную важную роль в политической и правовой жизни страны. Вследствие этого было решено не писать новую преамбулу для Конституции 1958 г., а включить в её структуру Преамбулу Конституции Франции 1946 г.
Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 г. определяет субъект её принятия (многонациональный народ Российской Федерации), подчеркивает сплочение народов (этносов) и других этнических групп на территории России (соединённые общей судьбой на своей земле), называет главные цели принятия конституции (утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие), показывает историческую преемственность России от РСФСР (сохраняя исторически сложившееся государственное единство) и включение России в мировое сообщество (исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов).
Основная часть Конституции Российской Федерации состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя девять глав, последовательность которых определяется приоритетами в национальной политике, важностью данных отношений в жизни российского общества и государства и концептуального понимания содержания конституции: 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное Собрание Российской Федерации; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации.
Обычно в первых главах основных законов находят закрепление наиболее важные, по мнению авторов конституции, правовые институты. В настоящее время в большинстве основных законов на первом месте стоят главы, касающиеся прав и свобод личности или основ устройства государства (суверенитет, система органов власти и т.д.). При разработке проекта Конституции Российской Федерации было предложено поставить на первое место главу о правовом статусе человека и гражданина. Но необходимость закрепления перехода от социалистической к рыночной экономике, демократические основы устройства государства сделали необходимым поставить на первое место главу «Основы конституционного строя» [111].
Раздел второй Конституции Российской Федерации, который называется «Заключительные и переходные положения», в истории российского конституционализма появился впервые. В нем определён порядок прекращения действия положений старой конституции – Конституции Российской Федерации 1978 г. и введение в действие норм новой конституции. Особое внимание уделяется действию нормативных актов, принятых на основе старой конституции. В частности, ч. 2 второго раздела Конституции Российской Федерации определяет, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Язык, стиль имеют важное значение в определении содержания конституции, играют важнейшую роль в построении государственно-правовых институтов[112]. Конституции обычно пишутся высоким стилем. Особая торжественность стиля характерна для преамбул. Иногда такого высокого стиля добиваются специально, иногда он как бы получается сам собой. По мнению М.Ф. Чудакова некоторые слова американской конституции в эпоху её принятия звучали более естественно, чем сейчас[113]. Конституционные положения должны быть точными, ясными. Несмотря на то что конституция является официальным документом, обладающим высшей юридической силой, необходимо, чтобы конституционные положения были понятны всем гражданам её читающим.
Понятие и содержание сущности конституции
В правовой литературе отсутствует единая точка зрения на сущность конституции. Первым, кто внес серьёзный вклад в разработку понятия сущности конституции, был Ф. Лассаль. По его мнению, конституция является действительным отражением общественных сил страны[114]. Идеи Ф. Лассаля получили обстоятельное, творческое развитие в трудах современных исследователей. Арановский К.В. под сущностью конституции понимает юридически оформленный гражданский мир, то есть общественное согласие, основанное на личной и политической свободе[115]. Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. связывают сущность конституции с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает[116]. В настоящей работе под сущностью конституции понимается способ отражения в конституции социальных и политических процессов, происходящих в общественно-государственной жизни на момент её принятия. Выделяется несколько подходов к сущности конституции.
Наибольшее распространение получил либерально-демократический подход или подход общественного договора. В соответствии с ним представители всех слоёв общества заключают договор, отражающийся в конституции и закладывающий основы наиболее важных общественных отношений. Теоретические основы доктрины «общественного договора» излагались в работах Г. Гроция, Т. Гобса, Дж. Локка.
Практическое применение теория общественного договора нашла в процессе принятия Конституции США. По признанию американских конституционалистов Н. Редлиха, Б. Шварца и Дж. Аттаназио, в «Американском праве слово конституция имеет более ограниченное значение, она является писанным соглашением, продолжающимся от первого поколения американцев к будущим поколениям»[117]. По мнению украинских ученых, подобный подход получил закрепление и в действующей Конституции Украины: «Социально-политическая сущность Конституции Украины заключается в том, что она представляет собой социальный договор, в котором нашли закрепление политические интересы различных социальных групп населения. Он отражает баланс интересов населения»[118].
Необходимо отметить, что выражение «Общественный договор» не должно вводить в искушение применять его по аналогии с понятием договора, существующего в гражданском праве, но не только там. В современном публичном праве развивается понятие и расширяется применение публично-правового договора, который в такой же степени не может служить агиологией. В строгом юридическом значении общественный договор никогда и никем не оформлялся. Однако его достижение является важным легитимирующим фактором в процессе разработки и принятия конституции[119].
В соответствии с теологическим подходом к сущности конституции высшей юридической силой обладает божественное писание, данное богом или его слугами. Конституционные нормы должны соответствовать божественному писанию. Наибольшее распространение данный подход получил в мусульманских странах. Примером конституции, созданной согласно данному подходу, является конституционное законодательство Ирана.
Специфика Иранской Конституции заключается в том, что она строится на исламских традициях. В Конституции говорится, что «основной особенностью этой революции по сравнению с остальными движениями за возрождение, имевшее место в Иране на протяжении последнего столетия, является её религиозный исламский характер». Одной из особенностей Конституции Исламской Республики Иран является то, что этот Основной закон был разработан не только для одного Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима. В Конституции утверждается, что она «создаёт условия для продолжения этой революции внутри страны и за её пределами, в особенности для расширения международных отношений; вместе со всеми остальными исламскими и народными движениями она стремится к построению единой нации во всем мире».
Представители школы естественного права связывают сущность конституции с итогами многовекового опыта развития народа, нашедшими отражение в нормах основного закона. При реализации этого подхода невозможно заимствование конституционных норм, так как у каждого народа должна быть своя конституция, содержание которой определяется его историей, менталитетом.
Марксистко-ленинский (классовый) подход к сущности конституции предполагает отражение в основном законе воли не всего общества, а экономически господствующего класса. Теоретическая разработка классового подхода нашла отражение в работах Ф. Лассаля, К. Маркса, В. Ленина, И.В. Сталина. Именно согласно данному подходу создавались советские конституции, первой из которых была Конституция РСФСР 1918 г. Классовое представление о сущности основного закона в конце ХХ в. доказало свою несостоятельность, так как связывалось с нарушением прав и свобод представителей многих социальных слоев, полным огосударствлением общества.
Подход к сущности конституций, принятых во второй половине ХХ в. (Российская Федерация, ФРГ, Испания, Япония и др.), характеризуется как общедемократический. Из него следует, что полноправными гражданами являются все члены общества, которым предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, а также признаётся идеологическое и политическое многообразие. Общедемократическая сущность конституции означает принятие основного закона страны при участии большинства избирателей[120].