Дефективность и деформация правосознания.
Правосознание — это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающего правовую реальность в форме юридических знаний, отношений, оценок к нормам и практике их применения, правовых установок и ориентации, направляющих правовое поведение личности
Низкая правовая культура, традиции неуважения к закону достались в наследство от дореволюционного прошлого. М. И. Калинин писал: «В нашей стране до революции законность никогда не занимала почетного места. Бесправие масс, безнаказанность дворянства, взяточничество чиновников, полный административный произвол местной власти существовали сотни лет. На этой почве росло и формировалось правосознание народа. Никакого уважения к праву и закону в народе не было и быть не могло» Дефектность правовой психологии выступает сопричиной собственно криминальной мотивации преступлений. Многие преступления побуждаются не только антисоциальным, но и антиправовыми интересами, связаны с пренебрежением к уголовно-правовым запретам, неуважением к закону, утратой страха перед уголовным наказанием. Антиправовая мотивация составляет компонент системы криминогенной мотивации. Деформированность знания у правонарушителей выражается в правовой неграмотности, в неправильном отношении к праву и к исполнению правовых предписаний 127.
Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
Виды деформаций правосознания:
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
3. правовой инфантилизм - недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;
4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
86. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
От правосознания следует отличать понятие правовой культуры. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), это прежде всего уважительное отношение к нему. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит. Таким образом, правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения. Иметь правовую культуру – значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.
Основные подходы к понятию культуры:
антропологические, 2) социологические, 3) философские.
При антропологическом анализе культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных. Социологический подход трактует ее в виде суммы духовных ценностей: здесь культура выступает как компонент общественной жизни. При философском взглядекультура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием.
Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления.
Виды правовой культуры
Понятие "правовая культура общества" характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации. Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.
Групповая правовая культура характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Она ощущает на себе воздействие господствующих в обществе ценностных ориентаций и влияние отдельных личностей, которые придают этим ориентациям тот или иной характер.
Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее развития, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.
Виды правовой культуры в зависимости от ее носителей:
индивидуальная– характеризует правосознание личности, а так же юридически значимое ее поведение.
общественная– характеризует качественное состояние правовой жизни общества.
Структурными элементами правовой культуры выступают: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Эти же элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Названные элементы не полностью совпадают с содержанием правовой культуры они характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержанием же охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, эффективность, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап общественного процесса.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д.
Правовая культура личности— это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Последний способ существования данного явления выражается как его внутренний потенциал.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки.
Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.
Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Теоретический уровень представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Он вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов.
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят.Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.
Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.
Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры, накоплению правового опыта, отношению к правовым идеалам.
Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.
К формам правового воспитания можно отнести:
самовоспитание и самообразование;
формирование правосознания и правовой культуры в семье;
распространение правовых знаний через СМИ;
преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных заведениях;
профессиональную юридическую подготовку в средних профессиональных и высших учебных заведениях и т.д.