Конституционно-правовой статус политических партий и других общественных объединений
Политическая партия – это активная часть общества, объединенная общими целями, ставящая своей задачей завоевание, удержание и использование государственной власти в определенных целях.
Признаки:
- продолжительность существования;
- организационная структура;
- общность целей, идеалов, интересов;
- стремление к власти;
- поиск народной поддержки.
Партии – это один из важнейших компонентов политической системы. Они активно участвуют в политическом процессе: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации и т.д.
От других общественных объединений партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством.
Функции партии:
- выработка определенной программы;
- привлечение новых членов в партию;
- участие в формировании и контроле за деятельностью органов государственной власти;
- мирное разрешение социальных конфликтов;
- национальная интеграция;
- идеологическая функция;
- формирование и выражение политической воли народа.
Конституционализация партий – закрепление принципов деятельности и статуса политических партий в конституциях. Наиболее активно данный процесс стал протекать после Второй мировой войны и был связан с развитием демократических институтов в различных государствах. Конституционные нормы о политических партиях касаются различных аспектов их деятельности, но в основном содержат лишь общие принципы регулирования (плюрализм партий, запреты определенного вида партий, установление пределов деятельности и т.д.).
Законодательная институционализацияпартий – регулирование деятельности партий посредством законов (прежде всего, о политических партиях). Законодательные нормы о политических партиях могут быть объединены в следующие группы:
- определение понятия политической партии, ее роли в политической системе;
- порядок создания и прекращения деятельности политических партий;
- требования к идеологии и программным положениям;
- требования к организационному строению и порядку деятельности;
- финансово-экономическая база;
- взаимоотношения партий с публичной властью (участие в выборах, формирование органов власти, принятие решений);
- запреты и ограничения, касающиеся деятельности партий.
Партийные системы.
Для стран с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной системы.
Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных групп с противоречащими друг другу интересами. Каждая социальная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.
Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями каждого государства.
Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:
1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.
2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.
3. Двухпартийные системыпредставляют собой своеобразную разновидность многопартийности.
Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.
4.Однопартийные системысуществуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др.).
5. Выделяются и так называемые «беспартийные системы». Например, в ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт ОФЭ, Оман, Саудовская Аравия) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных».
Организационная структура современных политических партий достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно неоформленные партии.
Организационно оформленные партии имеют централизованный партийный аппарат, который рекрутируется из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессиональную. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, платит партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.
Партии, относящиеся к данной группе, представляют собой обычно относительно небольшие по численности организации, обладающие четкой структурой («кадровые партии»). Такие партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как дополнение к членству индивидуальному.
Организационно неоформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов, на них не распространяется партийная дисциплина. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к «улавливанию голосов избирателей»; их основная задача – добиться победы на выборах.
Общественные объединения.
Близки политическим партиям (группа людей, объединенных общими целями и интересами), но отличаются от них: политическая деятельность не является их основной задачей, они не борются за овладение государственной властью. Чаще всего их задачи – социальная, экономическая защита граждан.
Тем не менее, общественные объединения косвенно участвуют в политическом процессе, влияют на политические отношения (путем поддержки той или иной партии или даже коллективного членства в ней; оказания материальной помощи; выражения интересов определенной группы людей, которые учитываются при построении партийного курса партий, принятии государственных решений и т.д.).
Деятельность общественных объединений, также как и политических партий, в общих моментах урегулирована нормами конституций, а более подробно – иными законодательными актами государств.
Признаки:
- добровольность;
- негосударственность;
- некоммерческий характер деятельности.
Виды:
1) По организационной структуре:
- общественные организации (имеют устав, программу, центральные и местные органы управления, членство);
- общественные движения (не имеют в совокупности указанных выше элементов, но отдельные присутствуют).
2) По характеру деятельности:
- социально-экономические;
- социально-культурные;
- образовательные;
- правозащитные;
- спортивные и др.
Важнейшее место среди общественных объединений занимают профсоюзы, целью которых является экономическая и социальная защита своих членов, т.е. работников наемного труда.