Дайте определение диалога и монолога
Самостоятельная работа №1.
Речевое взаимодействие.
1.Дайте определение основных единиц речевого общения.
Речевое событие– это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте.
Речевая ситуация– это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.
Речевое взаимодействиепредставляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.
2.Охарактеризуйте принципы речевой коммуникации.
Принцип последовательности, который предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Например, если первая реплика – вопрос, то вторая – ответ; приветствие сопровождается ответным приветствием; просьба – принятием или отклонением и т.п. Последовательность ответной реакции закономерно приводит к завершению речевого фрагмента.
Принцип предпочтительной структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Так, по мнению исследователей, согласие обычно выражается без промедления, часто предельно лаконично и ясно. Несогласие же, как правило, отсрочено паузой и формулируется пространно, сопровождается оправдательными доводами
Принцип кооперации, который, по мнению Г.П. Грейса, составляет основу речевой коммуникации, предполагает готовность партнеров к сотрудничеству.
Принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Коротко охарактеризуем их:
1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предметом обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена».
2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, предохранения его от доминирования в ходе коммуникативного акта. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения.
3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других (Не судите, да не судимы будете.). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции.
4. Максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная, самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно – сохранения предмета взаимодействия, снятие конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, к. Которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный конфликт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
3.Что понимается под эффективностью речевой коммуникации?
Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.
4.Назовите основные виды аргументов и дайте им характеристику.
Логические аргументы– это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя.
Психологические аргументы– это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.
5.Что понимается под невербальными средствами общения?
Средства невербального общения: мимика, жесты, поза, интонация.
Задание 1.
1. Общение между героями не состоялось, так как Базаров разговаривал на литературном языке, а мужик на деревенском жаргоне. Они не могли понять друг друга, хотя, в то же время, когда заговорили два мужика, то они сразу смогли понять друг друга, потому что разговаривали на одном и том же жаргоне.
2. Общение состоялось. Герои сразу нашли общую тему – философия.
Задание 2.
1. Да, эффективна, в этом отрывке реализован принцип предпочтительной структуры, потому что подсудимый уходил от ответа, держал паузу, а это свидетельствовало о отклоняющейся ответной реплике.
2. Да, эффективна, потому что Денис беседовал со следователем. В этом отрывке реализован принцип последовательности (ответ на вопрос Дениса) и принцип кооперации (Денис сотрудничал со следователем)
Задание 3.
1. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.»
2. Эмоциональный вид. Дополнительная информация:» Паклин погрозил ему пальцем.»
3.Символический вид. Дополнительная информация:» Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул.»
4. Эмоциональный вид. Дополнительная информация: «с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком»
5. Изобразительный вид. Дополнительная информация: «(он повертел рукою около лба)»
Задание 4.
Автор характеризует Льва Николаевича, как человека, придерживающегося принципов вежливости и последовательности.
Задание 5.
1. Жесты
2. Мимика
3. Телодвижения
4. Телодвижения
5. Мимика
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕЧИ: ДИАЛОГ И МОНОЛОГ
Дайте определение диалога и монолога.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.
Монолог - связная речь одного лица.
2. Что является основной минимальной единицей диалога? Каким образом создаётся диалогическое единство?
Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Диалогическое единство задается первой репликой-стимулом, появление которой зависит исключительно от внутреннего побуждения говорящего.
3. В каких случаях диалог становится неинформативным?
Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет информативным