Фридрих Ратцель - основоположник геополитики
Немецкий исследователь Фридрих Ратцель (1844-1904) по праву считается основоположником геополитики. В своих книгах «Народоведение » и «Политическая география» он исследует фундаментальные основы геополитики. В этих трудах он выдвигает идею исследования пространства как политического ресурса, делая тем самым упор на географическую обусловленность внутренней и внешней политики. В понятие географической обусловленности он включал размеры, границы и положение страны, ландшафт с его растительностью и водами.
Наиболее благоприятными для развития государства Ратцель считал морские берега, которые он относит к наивысшему рангу политических границ. В этой связи он утверждает, что настоящей мировой державой была та, которая владела морем: Рим, Испания, Англия. Таким образом, Ратцель одним из первых высказал и обосновал идею о возрастании значения моря для развития цивилизации (книга «Море - источник могущества народов.») По мнению Ратцеля, распространение культуры ведет к более полному осуществлению человеческого рода.
Главная мысль всей теории Ратцеля направлена на исследование государства как живого, пространственного, укорененного в почве организма. В этой связи по мере роста государство стремится к включению в свой состав «политически ценных мест». Такого рода тенденция осваивается обществом и выражается в политике государства.
По сути речь идет о политике, которую Ратцель излагает в законахпространственной экспансии.
1)Пространство государства растет вместе с ростом культуры.
2)Рост государства обеспечивают: развитие идей, торговля, производство, миссионерство и неуклонная активизация всех сфер жизни.
Логика законов пространственной экспансии разработанная Ратцелем, используется в концепции «мировой державы» т.е., в связи со стремлением многих стран к географической экспансии, происходит объединение континентального пространства под политическим господством мировой державы.
Рудольф Челлен и его концепция "сильного государства"
Рудольф Челлен (1864-1922) шведский ученый и политический деятель. В понимании Челлена геополитика прежде всего политическая наука, является основным разделом политологии, и неслучайно именно он вводит в научный оборот сам термин "геополитика". При этом Челлен подчеркивает, что геополитика, будучи преимущественно политикой, концентрирует внимание на политических процессах и объектах в пространстве.
Важное значение для развития континентальной геополитики имела разработанная Челленом концепция "анатомии силы государства. В рамках этой концепции автор анализирует пять элементов одной и той же силы, «подобно пяти пальцам руки», которая трудится в мирное время и сражается в военное:
-государство как народ;как общество;как географическое пространство; как хозяйство;как управление.
Государство Челлен уподоблял живому и мыслящему организму, существующему на земле «благодаря собственной жизненной силе». Поскольку он исходил из положения, что борьба за существование – это естественна форма жизни государства, постольку и война лишь представлялась лишь как одно из проявлений этой формы борьбы за географическое пространство. По мнению Челлена, жизнеспособность государства обеспечивает, прежде всего, сила и лишь затем право, поддерживаемое этой силой. Задача права состоит в создании идеологических и нравственных условий применения этой силы. Исходя из концепции роли силы в геополитике, Челлен полагал, что малые народы в силу своего географического положения будут подчинены великим державам.
Карл Хаусхофер - автор доктрины "континентального блока'
Центральной фигурой немецкой геополитики по праву считается Карл Хаусхофер (1869-1946) - автор теории "континентального блока". На основе исследования большого фактического материала Хаусхофер приходит к выводу, что Германия в рамках Версальской системы переустройства мира в сравнении с другими колониальными державами, оказалась крайне обделенной в жизненном пространстве. Безусловно, вывод очевиден: необходимо расширять территориальное пространство за счет "поглощения" более мелких государств. Таким образом, Хаусхофер обосновывает гегемонистские устремления Германии как объективную реальность, с которой надо считаться, поскольку каждый имеет столько прав в мире, сколько он может отвоевать.
24. Конфликт идеологий и образование «трёх миров»
В период биполярного миропорядка понятия «Восток» и «Запад» перестали быть чисто географическими и превратились в идеолого - политические. Это явление послужило стержневой осью двухполюсного мира, побудившей большинство стран сгруппироваться вокруг того или иного полюса.
Определенные коррективы в такой расклад внесло то, что мировое сообщество разделилось на три разных мира, отличающихся друг от друга по степени социально-экономического развития, образу жизни, мировоззрению.
К первому мируотносилась группа развитых и примыкающих к ним стран Европы, Северной Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны, достигшие определенных успехов в экономическом развитии.
Ко второму мируотносились социалистические страны: СССР, Польша, Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, КНР, КНДР, Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Народная Республика Кампучия, Куба.В итоге возникла мировая социалистическая система во главе с СССР, объединившая все страны с социалистическим и народно-демократическим режимами. Страны, входящие в эту систему, было принято называть странами социалистического содружества.
К третьему мируотносят страны, освободившиеся от колониализма. Вслед за завоеванием политической независимости на первый план здесь выдвинулись задачи достижения экономической независимости. А это предполагало, прежде всего, преодоление экономической отсталости и перевод народного хозяйства на рельсы ускоренного развития. В силу необходимости первоочередного решения именно этой задачи они были названы развивающимися странами.
В поисках экономической и финансовой помощи между различными странами третьего мира развернулась конкуренция за завоевание благосклонности Запада и стран социалистического содружества, прежде всего СССР. Необходимо отметить, что советская идеология и в более широком смысле марксизм-ленинизм оказали большое влияние на жизнь и развитие мирового сообщества в середине и второй половине XX в. Особенно большое влияние марксизм - ленинизм имел среди западной интеллигенции, а также интеллигенции стан третьего мира.
Политическую элиту и интеллигенцию стран Запада и третьего мира привлекали в марксизме-ленинизме революционный пафос, разоблачение эксплуатации трудящихся капиталистических стран, сущности колониализма и неоколониализма, призывы к равноправию народов и социальной справедливости и др. Среди значительной части политических деятелей и интеллигенции развивающихся стран преобладало убеждение (истинно справедливое), что беды стран и народов третьего мира вызваны, главным образом, колониальной и неоколониальной политикой империалистических стран. В целом вплоть до конца 70-х - начала 80-х годов XX в. к странам первой, капиталистической части мира относилась одна четверть населения, ко второй, социалистической части -37%, остальные, т.е. развивающиеся страны, составляли треть населения земного шара.
25. Кризис евроцентристского мира (конец XIX – начало ХХ века)
Сущность кризиса
В конце XIX-начале ХХ в. наметились качественно новые черты в социально-политическом развитии капитализма. Так называемый свободно-предпринимательский капитализм, господствовавший в период промышленной революции в большинстве наиболее индустриально развитых стран Запада, перерос в корпоративный или государственно-корпоративный капитализм.
Считалось, что при свободно-предпринимательском капитализме решающую роль в производстве материальных благ играют индивидуальные мелкие, средние и крупные предприниматели, которые, вступая друг с другом в отношения свободной, ничем не ограниченной конкуренции, обеспечивают оптимальное развитие экономики и материальное благосостояние всего общества.
Предполагалось, что невидимая рука рынка сама по себе без вмешательства посредников в лице будь то государства, партий или отдельных лиц способна навести порядок в экономической и социальной сферах.
Господствовал принцип - «каждый за себя». Успех в предпринимательской сфере рассматривался как признак избранности человека, его состоятельности, дееспособности и эффективности. Такая установка в конечном итоге привела к утверждению в сознании наиболее удачливых предпринимателей и бизнесменов идеи о выживаемости наиболее приспособленных к жизни. Даже в США, которые в конце XIX-начале ХХ в. считались классической страной свободно-предпринимательского капитализма, государство, как на федеральном, так и на штатном уровне довольно активно вмешивалось в экономическую и социальную сферы.
Эволюция капиталистического общества в последние десятилетия XIX в. сопровождалась сужением сферы действия принципов свободной конкуренции и ничем не ограниченного свободного рынка. В условиях постоянно обостряющейся конкуренции мелкие и средние предприятия, встречая непреодолимые трудности в борьбе с более сильными конкурентами, оказывались на обочине экономической жизни. Их положение усугублялось появлением разного рода капиталистических объединений в виде корпораций, трестов, синдикатов и т.д., которые так или иначе сосредоточивали в своих руках большую часть производства и сбыта наиболее доходных видов промышленной продукции. Устанавливая монополию в целых отраслях, они обеспечивали свое господствующее положение в экономике соответствующих стран. Иначе говоря, свободно-предпринимательский капитализм стал превращаться в корпоративный или государственно-корпоративный. В итоге стало очевидным, что рынок сам по себе не в состоянии решить множество социальных и экономических проблем, стоящих перед обществом, что, разрешая одни проблемы, он порождает множество новых, не менее сложных и трудно разрешаемых проблем. Обнаружилось, что пропаганда свободной, ничем не ограниченной конкуренции и свободно-рыночных отношений служит интересам узкой группы богачей, финансовых и промышленных магнатов, которые предпочитали руководствоваться законом джунглей, оправдывавшим право сильного подчинять себе, подавлять и уничтожать слабых. Наметились существенные сдвиги в духовно-нравственном развитии западного общества. Уже со времен Гегеля для европейского сознания стало характерно все большее осознание надвигавшегося кризиса западного мира. И действительно, конец ХIХ-начало ХХ в. ознаменовались кардинальными сдвигами в общественном сознании и общественно-политической мысли.
Как правило, именно переоценка всех ценностей лежит у истоков нового мировоззрения. Применительно к рассматриваемому периоду это наиболее ярко проявилось в важнейших областях научного знания, где были сделаны качественно новые открытия, которые буквально перевернули господствовавшие до того периода представления о материи, пространстве, времени. Они в конечном итоге оказались своеобразными проявлениями сущностной трансформации метафизических и онтологических основ самой человеческой жизни.
Истина состоит в том, что человек создает себе богов и кумиров, но сам он довольно быстро оказывается порабощенным ими. Иго обычая и общественного мнения довлело над жизнью всех поколений, исчезнувших в густом тумане истории. Поистине сократовским мужеством и готовностью умереть за это мужество должен был обладать человек, вознамерившийся бросить вызов обычаю и общественному мнению.
В условиях потери ориентиров люди склонны в поисках защиты либо сплачиваться вокруг старых богов, либо возводить на пьедестал новых кумиров и идолов, либо бездумно окунаться в беспорядочный, хаотический поток событий. Именно в такие времена бедствий и переломов создается наиболее благоприятная почва для появления разного рода мечтаний, утопий, проектов о совершенном устройстве мира. И неизбежна беда, возможно вселенских масштабов, если эти мечтания выдвигаются людьми, одержимыми сатанинскими побуждениями насильственного осчастливления людей, побуждениями власти, господства, подчинения всех людей своей воле и т.д.
Поэтому неудивительно, что конец ХIХ-начало ХХ в. так богат проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей, по которым Запад может и должен идти.
Пути выхода из кризиса
Не затрагивая сложнейшие проблемы социально-философского и идейно-политического развития эпохи, укажем лишь, что, как показывает исторический опыт, существуют два пути переустройства общества: революционный и реформистский.
Ряд ведущих стран, такие как США, Великобритания, Франция, Швеция, Дания, Голландия и другие, избрали путь постепенных социально-экономических и политических преобразований капитализма. При существовавших между ними разногласиях приверженцами реформистского пути преобразования общества выступили все главные социально-политические силы, признававшие основополагающие принципы рыночной экономики и политической демократии. Их объединяло осознание необходимости в создавшихся в тот период условиях расширения роли государства во всех сферах жизни общества, особенно в социальной и экономической, для предотвращения и преодоления негативных последствий рыночной экономики. В целом речь идет о тех силах, которые в основу своих социально политических программ положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократии.
Прежде всего подверглись ревизии идеи свободного рынка и свободной конкуренции.
Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим развитие западного капитализма по социально-реформистскому пути, стал великий экономический кризис 30-х годов нашего века. В тот период были заложены основы так называемого государства благосостояния, сыгравшего ключевую роль в разрешении множества социальных проблем путем реализации программ социальной помощи низкодоходным и неимущим слоям населения, принятия мер, направленных на решение проблем безработицы и т.д. Однако весь мировой опыт XX столетия убедительно свидетельствует, что нередко капитализм, хотя, возможно, и деформированный, вполне совмещался с подлинно тираническими формами правления. Авторитарно-тоталитарный путь воплотился в большевизме и фашизме, которые выступили в качестве соответственно альтернатив центристскому реформаторскому пути развития капитализма в социально-экономической сфере и либеральной демократии в политической сфере. Причем за короткий период из незначительных групп они превратились во влиятельные общественно-политические движения, которые сумели подчинить своему господству сотни миллионов людей многих стран и народов. Общим для обоих вариантов было то, что они являлись порождением наметившегося на рубеже двух веков и особенно в ХХв. кризиса западного духа и образа жизни и одновременно альтернативными друг другу попытками преодоления этого кризиса на путях радикального переустройства самого образа жизни.
Тоталитарные режимы, достигшие своей логически завершенной формы в нацизме и большевизме, представляли собой в некотором роде гигантские гнойные нарывы на теле западной цивилизации. В титанической борьбе, развернувшейся на необозримых просторах евразийского континента, западная цивилизация сумела мобилизовать все свои здоровые силы, всю свою витальную энергию, чтобы одолеть силы разрушения. Необходимо учесть, что эта борьба, как ни парадоксально, пробудила к жизни базовые компоненты европейской рационалистической цивилизации, которые в силу закона энтропии постепенно теряли творческий, созидательный импульс или даже клонились к упадку. В титанической борьбе этим базовым компонентам удалось одержать верх над тоталитарными метастазами, органическими щупальцами вросшими в тело европейской цивилизации.
Конец евроцентристского мира ознаменовался после второй мировой войны постепенным распространением по всему земному шару институтов, ценностей и отношений не только свободного рынка и либеральной демократии, но и тоталитаризма. При всем том сначала поражение фашистских режимов во второй мировой войне, а затем крах коммунистических режимов в Восточной Европе и СССР в конце века продемонстрировали, что обе разновидности тоталитаризма оказались тупиковыми ветвями развития современного человечества. Но тем не менее они определили основные направления и тенденции развития человечества в течение большей части ХХ в.
При всем том, говоря о кризисе жизни, построенной на рационалистических началах, кризисе самой рационалистической цивилизации, нельзя представлять дело таким образом, что рационализм и рациональное начало исчерпали себя и их место теперь в антикварных лавках Истории. Рационалистический подход поднял человеческий гений на невиданные высоты, позволил ему проникнуть в тайны микро- и макромира. Рационалистическое обустройство жизни создало удобства и комфорт, о которых люди прежних эпох просто не могли даже мечтать. Рационалистическая наука, буквально потрясшая человеческое воображение фантастическими открытиями, не раз еще удивит мир и потрясет его новыми и новыми открытиями.
Что касается новейших теорий информационного общества, информационной, компьютерной революций и т.д., то за исключением некоторых не столь значительных нюансов они мало чем отличаются от теорий постиндустриального общества начала 70-х годов. Концепция так называемых «постматериальных ценностей», сформулированная в 70-х годах, поражает своим рационализмом и сущностным материализмом. Разумеется, здесь речь идет лишь о теориях и мысли, так сказать, самого высокого уровня, этапного характера, а не о сфере конкретных исследований в конкретных областях обществознания, где исследовательский инструментарий и аналитический уровень всемерно совершенствуются. Подобного рода примеров можно было бы привести множество из самых разных сфер жизни, но изложенное здесь дает достаточные основания сказать, что проблема кризиса рационалистического сознания отнюдь не снята с повестки дня.
26. Международная система и основные вехи её эволюции. Внешняя политика
Основу международной политики составляют разного рода конфликты между народами и странами, не подчиняющимися какой-либо единой и общей для всех них верховной власти, и способы их разрешения. Но постепенно между государствами складываются более или менее крепкие узы сотрудничества и взаимовыгодные отношения. Можно сказать, что главная функция международных отношений состоит в том, чтобы найти пути и способы разрешения конфликтов, возникающих в результате столкновения интересов государств. Крайним выражением конфликтов является война.
Принято считать, что в современном мире государства прибегают к войне как к средству обеспечения своих национальных интересов лишь в крайнем случае, когда все другие средства не дали положительного результата. В большинстве случаев государства предпочитают решать возникающие между ними споры и конфликты за столом переговоров, путем взаимного сотрудничества и согласия. Поэтому конфликт и консенсус, т.е. согласие, сменяя и пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества.
Главным средством реализации отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой точки зрения главная ее задача состоит в том, чтобы обеспечить наиболее благоприятные международные условия для достижения целей и интересов государства. Важнейшей функцией внешней политики является предотвращение войн, агрессии и разного рода конфликтов между государствами.
Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами. В подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, - это министерства иностранных дел, в США - государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, во Франции - министерство внешних сношений, в Аргентине - министерство внешних сношений и культа и т.д. Будучи важным звеном в механизме государственного управления, это ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.
Главным средством реализации внешней политики является дипломатия. Дипломатия восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали учреждаться с конца ХV в. В России Посольский приказ, задачей которого являлось установление и осуществление связей с другими государствами, был создан в XVI в. Постепенно он был преобразован в министерство иностранных дел.
В современном мире дипломатические отношения составляют основную форму поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права и международного общения. Общепризнанным принципом межгосударственных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.
Поэтому дипломатические отношения между государствами устанавливаются и регулируются по взаимному согласию в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Для реализации дипломатических отношений создаются специальные внешнеполитические представительства, такие как посольство, миссия, консульство, торговые и иные. Дипломатия призвана обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. В ее задачу входит продвижение интересов государства и разрешение возникающих проблем с помощью нормальных дипломатических каналов и неформальных связейСамо понятие "дипломатия" связано с искусством ведения переговоров и поисков взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного и международного сотрудничества. Задача дипломатии состоит в регулировании экономических, политических и иных отношений между государствами. Дипломаты разрабатывают и устанавливают соглашения о торговле, таможенных пошлинах, транспорте, почте и телеграфе, валютных расчетах и т.д. Дипломатам приходится решать такие деликатные вопросы, как предоставление политического убежища и выдача преступников, защита прав человека и многие другие.
В современном мире большинство важных договоров - это, как правило, торгово-экономические соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами. Наиболее типичным примером многостороннего международного соглашения является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое содержит комплекс, или свод, правовых норм, регулирующих торговые соглашения между странами-участницами. Это соглашение, подписанное в Женеве представителями 23 стран и вступившее в силу 1 января 1948 г., представляет одновременно международную организацию для проведения консультаций и переговоров по торговым вопросам.
После второй мировой войны важное место в международной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов, которые стали составной частью международного права. Они призваны обеспечить международно-правовую базу для гарантии прав и свобод личности независимо от национальности, социального происхождения, религиозной веры и т.д. Примером таких актов служит Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие эту конвенцию, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам обращаться с жалобой в Европейскую комиссию по правам человека в случае нарушения их прав и свобод.