Идеи войны и мира как важнейшие составляющие в теории международных отношений

В Древней Греции, тем не менее, зародились две идейные традиции, два течения политической мысли, которые будут олицетворять на протяжении всей мировой истории противостояние двух начал политического и государственного поведения во взаимоотношениях с другими сообществами: войны и мира, силы и права, национального эгоизма и универсальной организации. Первая традиция отражается в “ Истории ” знаменитого древнегреческого историка Фукидида. Многие специалисты- международники считают, что Фукидид в V веке до н. э. первым из известных античных авторов предвосхитил основные положения современной школы “ политического реализма ” , описывая события Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами ( 431- 404 до н. э. ) . Задавшись вопросом о причинах, толкнувших два процветающих полиса вступить в длительный конфликт, он пришел к выводу, что война была порождена “ избытком могущества ” Афин. Применение силы по Фукидиду - основа политического поведения сильнейшего, а конфликты - естественное состояние отношений между полисами, вытекающее из “ человеческой природы ” , иррациональной и побуждающей к наращиванию могущества. Вторая, противоположная традиция, возникла в более поздний период и основана философами школы стоиков, основателем которой считается Зенон из Китиона ( ок. 335- 264 до н. э. ) . Стоики не оставили оформленной политической доктрины, но выдвинули в эпоху эллинизма Идею “ космополиса ” , т. е. всемирного по масштабам древнегреческих представлений государства. Развивая идеи Платона, стоики размышляли о едином мире и едином полисе ( государстве) , устроенном и живущем по законам универсального Разума, где все граждане без различия их расовой и национальной принадлежности, религиозных верований станут равными по мере их мудрости, постижения ими Разума.

11. Античные идеи войны и мира

В европейской цивилизации основные идейные истоки, понятия и традиции восходят, к классическому периоду античной Греции, расцвету полиса как формы организации древнегреческих городов-государств. Древнегреческие мыслители в основном размышляли о внутреннем устройстве полисов, достижении и сбережении свободы граждан как высшей общественной ценности и гораздо меньше времени посвящали рассуждениям о взаимоотношениях полисов. Афинский оратор Исократ, противник демократии, призывал к политическому объединению Греции под главенством Македонии. В Древней Греции, тем не менее, зародились две идейные традиции, 2 течения политической мысли, которые будут олицетворять противостояние двух начал политического и государственного поведения во взаимоотношениях с другими сообществами: войны и мира, силы и права. Первая традиция отражается в "Истории" знаменитого древнегреческого историка Фукидида. Применение силы по Фукидиду - основа политического поведения сильнейшего, а конфликты - естественное состояние отношений между полисами, вытекающее из "человеческой природы", иррациональной и побуждающей к наращиванию могущества. Вторая, противоположная традиция, возникла в более поздний период и основана философами школы стоиков, основателем которой считается Зенон из Китиона (ок. 335-264 до н.э.). Стоики выдвинули в эпоху эллинизма Идею "космополиса", т.е.всемирного по масштабам древнегреческих представлений государства. Развивая идеи Платона, стоики размышляли о едином мире и едином полисе (государстве), устроенном и живущем по законам универсального Разума, где все граждане без различия их расовой и национальной принадлежности, религиозных верований станут равными по мере их мудрости, постижения ими Разума. Идея "космополиса" оказала влияние на Цицерона (106-43 до н.э.), который в своем сочинении "0б обязанностях" писал о существовании "всемирного полиса", объединяющего все другие сообщества. По Цицерону, во всемирном сообществе должно царить свое естественное право - "право народов". Под "правом народов" понимались созданные судебной практикой в спорах между чужеземцами нормы имущественного права, правовые институты, общепринятые для того времени, а также совокупность правил взаимоотношений Рима с остальными государствами, основанных на естественном праве божественного происхождения.

В философском смысле естественное право понималось как всемирное, надгосударственное, идеальное право всех людей, что составляло идеи космополиса. Таким образом, в Древнем Риме были заложены основы важнейших норм и понятий современного международного права, которые развивались теоретически, но в реальном поведении Рим главным образом обходился с "варварами" языком войны. Тем более что "право войны" являлось неотъемлемым элементом римского права.

12. Представление об «избытке могущества» у Фукидида.

В Древней Греции, тем не менее, зародились две идейные традиции, два течения политической мысли, которые будут олицетворять на протяжении всей мировой истории противостояние двух начал политического и государственного поведения во взаимоотношениях с другими сообществами: войны и мира, силы и права, национального эгоизма и универсальной организации. Первая традиция отражается в “ Истории ” знаменитого древнегреческого историка Фукидида. Многие специалисты- международники считают, что Фукидид в V веке до н. э. первым из известных античных авторов предвосхитил основные положения современной школы “ политического реализма ” , описывая события Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами ( 431- 404 до н. э. ) . Задавшись вопросом о причинах, толкнувших два процветающих полиса вступить в длительный конфликт, он пришел к выводу, что война была порождена “ избытком могущества ” Афин. Применение силы по Фукидиду - основа политического поведения сильнейшего, а конфликты — естественное состояние отношений между полисами, вытекающее из “ человеческой природы ” , иррациональной и побуждающей к наращиванию могущества. Вторая, противоположная традиция, возникла в более поздний период и основана философами школы стоиков, основателем которой считается Зенон из Китиона ( ок. 335- 264 до н. э. ) . Стоики не оставили оформленной политической доктрины, но выдвинули в эпоху эллинизма Идею “ космополиса ” , т. е. всемирного по масштабам древнегреческих представлений государства. Развивая идеи Платона, стоики размышляли о едином мире и едином полисе ( государстве) , устроенном и живущем по законам универсального Разума, где все граждане без различия их расовой и национальной принадлежности, религиозных верований станут равными по мере их мудрости, постижения ими Разума.

13. Идеи «космополиса» у стоиков и «всемирного полиса» у Цицерона.

Школы стоиков, основателем которой считается Зенон из Китиона (ок. 335-264 до н.э.) развивала идею космополитизма. Стоики не оставили оформленной политической доктрины, но выдвинули в эпоху эллинизма Идею “космополиса”, т.е. всемирного по масштабам древнегреческих представлений государства. Развивая идеи Платона, стоики размышляли о едином мире и едином полисе (государстве), устроенном и живущем по законам универсального Разума, где все граждане без различия их расовой и национальной принадлежности, религиозных верований станут равными по мере их мудрости, постижения ими Разума. Идея “космополиса” означала прорыв древнегреческой мысли из плена представлений, замкнутых рамками автономных полисов, к осознанию морального единства человеческого рода, тем более что в античную эпоху связи между политическими сообществами оставались фрагментарными и ограниченными.

Идея “космополиса” оказала влияние на Цицерона (106-43 до н.э.), который в своем сочинении “об обязанностях” писал о существовании “всемирного полиса”, объединяющего все другие сообщества: “Те, кто утверждает, что надо считаться с согражданами, но не с чужеземцами, разрывают всеобщий союз человеческого рода, а с его уничтожением уничтожаются в корне благотворительность, щедрость, доброта, справедливость; людей, уничтожающих все это, надо признать нечестивыми также и по отношению к бессмертным богам’’. По Цицерону, во всемирном сообществе должно царить свое естественное право - “право народов” (jus gentium). Под “правом народов” понимались созданные судебной практикой в спорах между чужеземцами нормы имущественного права, правовые институты, общепринятые для того времени, а также совокупность

правил взаимоотношений Рима с остальными государствами, основанных на естественном праве божественного происхождения. В философском смысле естественное право понималось как всемирное, надгосударственное, идеальное право всех людей, что составляло идеи космополиса.

Таким образом, в Древнем Риме были заложены основы важнейших норм и понятий современного международного права, которые развивались теоретически, но в реальном поведении Рим главным образом обходился с “варварами” языком войны.

14. ХРИСТИАНСТВО И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРОПОРЯДКЕ

Христианство принесло в античную эпоху представление о единстве вселенной и человеческого рода, равенстве всех рас и национальностей и призывало к добру и справедливости во Христе, дух христианского учения утверждал идею универсальной общности и братства людей, следующих божьим путем. Христианское учение в религиозной форме развивало космополитические идеи философов-стоиков.

Распространение христианской веры во всеобщее единство людей на Земле, созданных по образу и подобию божьему, совершило моральную революцию. Античные представления о мировом правопорядке, замкнутом в рамках города-государства, разрушались, границы мира раздвигались. Но первоначальное христианство было отдельно от политического миропорядка. Становление же христианской религии как главенствующей, а затем официальной церкви и идеологической основы Римской империи после Миланского эдикта императора Константина (313) привело к более чем тысячелетней эпохе притязаний и борьбы “наместников христовых” на Земле

за высшую власть в христианском мире. Святой Амбруаз, архиепископ Миланский, в 390 г. публично осудил императора Феодосия за совершенные

по его указу убийства в Фессалониках. Тем самым впервые в истории римской церкви ее глава открыто признал призрачность евангелической границы, отделявшей духовную сферу от светской власти.

Аврелий Августин, епископ Гипонский, (354-430) в трактате “О граде божьем” (413-426) изложил на основе библейских положений христианскую концепцию истории человечества, разделенного на “два града”: град земной (живущих во плоти), где все социальные, государственные и правовые учреждения представлялись средством греховности человека, и град небесный, божий, град духовной общности, основанный на любви к богу. Поскольку лишь божий град истинный и вечный, то духовная власть представлялась превыше светской. Аврелий Августин не изложил политический доктрины римско-католической церкви, но он заложил ее теократические основания: всякая истинная власть идет от Бога и, таким образом, держатели светской власти должны получать ее от “наместников божьих” - римских понтификов. В “Граде божьем” содержатся также рассуждения о новом мироустройстве, где вместо мировой римской державы возникли бы малые по масштабам “правления народов”, живущих в мирном соседстве. Во взглядах Аврелия Августина видится прообраз международного порядка европейского средневековья.

15. Идеи «права народов» и «права войны» в средневековье

Право войны” (“Гаагское право”) — исторически сложившаяся правовая система международного гуманитарного права, регулирующая поведение воюющих сторон в период вооруженных конфликтов (jus in bello). Определение терминологических и содержательных границ категории “право войны” предполагает учет особенностей ряда понятий, отражающих разные стороны этой проблемы: “jus in bello” — конкретизированная формулировка международного гуманитарного права; “jus ad” или “contra bellum” — открытие и ведение действий воюющими государствами (международный вооруженный конфликт) или противоборство в конфликте немеждународного характера (между восставшими и правительством; между различными группировками в рамках этнонационального кризиса и т.д.); “jus ad bellum” — право объявления войны; “jus contra bellum” — полное приостановление действия других норм международного права. Термин “право войны” синонимичен используемому в документах ООН понятию “право вооруженных конфликтов”. Право войны” прошло сложный исторический путь становления, вобрав в себя писаные и неписаные правила и обычаи войны, принципы и нормы обычного права, наконец, кодифицированные нормы гуманитарного права. На протяжении всей истории переплетались две тенденции: с одной стороны, культ военной силы, триумф “закона джунглей”, а с другой — стремление обуздать насилие, смягчить бедствия и страдания военного времени. Законы и правила войны развивались параллельно с развитием самой войны, исторический возраст которой определяется возрастом человеческой жизни на земле1.“Гаагское право” как “право войны” (еще более точно “право ведения войны”) регулирует военные действия, оно частично основано на сохранении государства, а также понятии военной необходимости (“Kriegsrason”) и по этой причине в отличие от “женевского права” в ряде случаев действует в ущерб индивидууму.

16. Учение Августина Блаженного о «двух градах».

Аврелий Августин, епископ Гипонский, (354-430) в трактате “О граде божьем” (413-426) изложил на основе библейских положений христианскую концепцию истории человечества, разделенного на “два града”: град земной (живущих во плоти), где все социальные, государственные и правовые учреждения представлялись средством греховности человека, и град небесный, божий, град духовной общности, основанный на любви к богу. Поскольку лишь божий град истинный и вечный, то духовная власть представлялась превыше светской. В “Граде божьем” содержатся также рассуждения о новом мироустройстве, где вместо мировой римской державы возникли бы малые по масштабам “правления народов”, живущих в мирном соседстве. Во взглядах Аврелия Августина видится прообраз международного порядка европейского средневековья.

Наши рекомендации