Основные учения о сущности государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства
Сущность государства отражает: 1. цели существования государства; 2. социальные группы, которые находятся у власти в данный момент; 3. социальные интересы, кот выражает государство.
Ключевой характеристикой сущности государства являются воля и интересы, которые оно выражает!
Говорят о дуализме сущности государства: одновременно в государстве реализуется и обще-социальная сущность, и классовая сущность ( частно -социальная или узко-социальная).
Причинами, по которым государство вынуждено реализовывать свою обще-социальную сущность являются:
1) объект потребности, формирующиеся в обществе. 2) объективные закономерности общ развития; 3) необходимость достижения социального компромисса.
При изучения сущности государства нужно учитывать несколько аспектов: 1. То, что любое государство есть организация политической власти( формальная сторона) 2. То, чьим интересам служит данная организация( содержательная сторона)
Государство - организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельностью общества, имеющая территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.
Сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, внутренних особенностей.
Марксизм: это выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание этим классом своих в сему обществу. Сущность государства - что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Отсюда двойственность – либо в интересах общества (социальный компромисс), либо в интересах власти. И вообще всё зависит от подхода. Если теория договора – то защита воль договорившихся.
1.Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами.
2. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.
3. Демократическая доктрина - первоисточником и носителем власти является только народ.
4. Марксистская теория - власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность - основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве. В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если "у руля" находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.
Арифметический. Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.
Кибернетический. Государство - система, в рамках которой происходит движение информации, с "обратными" и "прямыми" связями, система имеет точки "ввода" и "вывода".
Социологический. Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства: а) государство = обществу. б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.
Либеральный: а) Концепция государство - ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно. б) Концепция государство - менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами. в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).
8. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы.
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. государство, будучи в первую очередь классовой организаций политической власти, выполняет одновременно некоторые "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым:
Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.
Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.
В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.
В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т.п.
Павлова: Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии. Сауд Аравия, Кувейт, ОАЭ. В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка. Великобр, Испания, Швеция, Япония
Республиканская форма правления - юридические признаки:
Начитки (Носов): ресупублика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (более 140 гос-в - республики) Признаки: выборность органов гос.власти на определенный срок, наличие выборного на определенный срок главы государства, производных характер гос власти по поручению народа, юридическая ответственность главы гос-ва
ВИДЫ РЕСПУБЛИК:
президентские - США, Мексика, Казахстан, на избираемый на всенародных выборах президент является одновременно и глава исп власти. Он формирует исполнительную администрацию (правительство), перед котором ответственен. Он не может распустить парламент и отправить в отставку правительство.
парламентские - Италия, ФРГ, Венгрия. парламент является полновластным органом, которое .формирует политически ответственноое перед ним правительство. Избирает президента, который .является главой гос-ва, но не исполнительной власти.
смешанные - (полупрезидентская) - Франция, Португалия, Финляндия. наличие элементов президент.респ+парламент республики. Президент - глава гос-ва, избирается на всеобщих выборах и он юридически и реально наделен большими полномочиями.
Прав-во формируется парламентом путем отве-но перед ним президентом и парламентом. Президент руководит прав-ом, распускает парламент. РФ - смешанная форма правления (смешанная республика) де-факто- Прав-во формируется парламентом, де-юре суперпрезидентская.
Павлова: 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.
Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).